Федеральный бюджет. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета Федеральный бюджет рф рассматривают и утверждают

Введение.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

    Структура государственного бюджета, его сущность и функции.

    вмешательство в экономику;

    оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему 1 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Функции государственного бюджета :

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование:

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

    Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

    Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

    В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

    Порядок разработки и принятия государственного бюджета

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении:

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении:

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении:

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении:

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Заключение.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    вмешательство в экономику;

    поддержание государственного аппарата управления;

    правоохранительные органы и судоустройство;

    медицина, здравоохранение и образование;

    оборона страны.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004

    Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

    Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, с. 75

бюджет Республики Казахстан (1)Реферат >> Финансы

Предельные размеры дефицитов бюдже­тов .1 Состав и структура государственного бюджета РК I. ДОХОДЫ... услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей... многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако...

Составление бюджетов - стадия бюджетного процесса, на которой определяются состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики с целью финансового обеспечения расходных обязательств.

Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов требуются необходимые сведения о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством; нормативах отчислений от федеральных, региональных и лестных налогов; предполагаемых объемах межбюджетных трансфертов, предоставляемых из других бюджетов; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ ка другой; минимальных уровнях расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период (два последующих года). Основные этапы составления проекта федерального бюджета определены Постановлением Правительства РФ от 29.12. 2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Так, в году, предшествующем текущему финансовому году , Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (Бюджетная комиссия):

а) до 1 ноября утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета, представленный Министерством финансов РФ совместно с Министерством регионального развития РФ;

б) до 15 декабря рассматривает и согласовывает проекты основных направлений налоговой и таможенно-тарифной, бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период; принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства РФ концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ (для реализации с очередного финансового года или планового периода).

Правительство РФ до 30 декабря рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и первый год планового периода; утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ.

Большая часть этапов составления проекта федерального бюджета приходится на текущий финансовый год.

Правительство РФ до 15 февраля одобряет основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики.

Субъекты бюджетного планирования до 1 марта направляют в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ предложения по подготовке и реализации начиная с очередного финансового года или планового периода бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, а также в Министерство регионального развития РФ - указанные предложения в части, касающейся комплексного территориального развития.

Бюджетная комиссия до 1 апреля рассматривает и согласовывает представляемые не позднее 15 марта указанные предложения.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные органы исполнительной власти - до 1 апреля представляют в Правитель ственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство регионального развития РФ проекты докладов о результатах и основных направлениях деятельности (цели, задачи и показатели деятельности).

Правительство РФ до 15 апреля одобряет сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; предложения по сокращению (изменению структуры) действующих расходных обязательств Российской Федерации начиная с очередного финансового года или планового периода; основные направления бюджетной политики; предложения по бюджетным инвестициям, не включенным в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Субъекты бюджетного планирования до 1 мая направляют в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода; по объему и (или) структуре расходных обязательств Российской Федерации на второй год планового периода в части, обусловленной проектами долгосрочных (федеральных) целевых программ, внесением изменений в утвержденные такого рода программы и проектами иных нормативных правовых актов (решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета, а также в Министерство регионального развития РФ - указанные предложения в части комплексного территориального развития и предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ.

Бюджетная комиссия до 1 июня рассматривает и согласовывает представляемые не позднее 15 мая Министерством экономического развития РФ указанные выше предложения.

Правительство РФ до 15 июня утверждает основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; одобряет распределение общего (предельного) объема бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств Российской Федерации; утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, предлагаемые для реализации начиная с очередного финансового года (плановою периода), а также изменения, вносимые в утвержденные про граммы; принимает акты (вносит изменения в акты) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы; принимает иные решения, необходимые для подготовки проекта закона о федеральном бюджете.

Субъекты бюджетного планирования до 15 июля представляют в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в указанные выше министерства проекты окладов о результатах и основных направлениях деятельности на очередной финансовый год и плановый период, подлежащие уточнению до 1 ноября с учетом рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджета - стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления . На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможны без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе.

1. Учет временного фактора - отведение достаточного времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году.

2. Представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ.

3. Творческое сотрудничество Государственной Думы и Правительства РФ, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределении существующих расходов. Кроме того, право «вето» органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета.

4. Определенность с исполнением бюджета текущего года Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований.

5. Своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (закон о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и
принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также представить финансово-экономическое обоснование.

6. Наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочии законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики; с прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, пояснительной запиской к законопроекту и другими материалами, а также проектами федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году; о бюджетах указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период; о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период; об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ. Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.

Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях , на которые отводится соответственно 35, 30 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.

Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.

В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе указываемые в Федеральном законе о федеральном бюджете прогноз объема валового внутреннего продукта и уровень инфляции, исходя из которых формируются основные характеристики федерального бюджета.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета :

Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением объема нефтегазовых доходов;

Приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, о нормативах распределения доходов между бюджетами на очередной финансовый год и плановый период, если они не утверждены Бюджетным кодексом РФ;

Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

Условно утверждаемые расходы в размере не менее 2,5 % и 5% общего объема расходов федерального бюджета, соответствен но, на первый и второй годы планового периода;

Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец каждого года;

Нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

Дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении этих характеристик указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валовою внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен), определяемый отношением показателей за декабрь текущего и предыдущего годов.

При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствуют положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:

Передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета
в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;

Вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении рассматриваются:

Приложения к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых или утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении;

Приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

Программы на очередной финансовый год и плановый период (Приложения ):

А) предоставления государственных кредитов;

Б) государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

В) государственных внешних заимствований Российской Федерации;

Г) государственных гарантий Российской Федерации в рублях;

Д) государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

Текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, на первый и второй годы планового периода. Затем законопроект выносится на голосование в целом.

После принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете его в течение пяти дней передают в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ он подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает этот закон и голосует за его одобрение в целом. Затем данный закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В ст. 190 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено «Временное управление бюджетом ». Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего года, то финансовый орган вправе ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1 / 12 части указанных показателей в отчетном финансовом году. Иные показатели применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год.

Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении указанных условий. При этом он не имеет права доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации; предоставлять бюджетные кредиты; осуществлять заимствования в размере более 1 / 8 объема заимствований в предыдущем финансовом году в расчете на квартал; формировать резервные фонды.

Однако перечисленные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.

На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляются в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим дол ж ностнымлицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

Проекты региональных и местных бюджетов составляются сроком на один год или на три года. При составлении проекта бюджета на очередной финансовый год разрабатывается и утверждается среднесрочный финансовый план субъекта РФ, муниципального района, городского округа. Под этим планом понимается документ, содержащий основные параметры регионального (местного) бюджета. Проект среднесрочного финансового плана представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом бюджета. Значения показателей указанных проектов должны соответствовать друг другу.

При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и
другими актами.

Разработка проектов местных бюджетов, их рассмотрение и утверждение осуществляются самостоятельно органами местного самоуправления на основе положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетного законодательства субъекта РФ и решений представительных органов местного самоуправления.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Правительство РФ не позднее 01.10 текущего финансового года вносит проекты законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на рассмотрение в Государственную Думу. Одно временно законопроекты представляются Президенту РФ, в Совет Федерации РФ, в Счетную Палату РФ.

Проект закона о федеральном бюджете уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода.

В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете ответственные комитеты ГосДумы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законопроекту. Далее законопроект подлежит рассмотрению депутатами ГосДумы в трех чтениях.

Первое чтение – 30 дней со дня внесения законопроекта в ГосДуму.

В процессе первого чтения депутаты заслушивают доклад Правительства РФ, содоклады председателей Комитета по бюджету и Комитета, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ, доклад председателя Счетной Палаты РФ.

Предмет первого чтения:

- к онцепция закона о федеральном бюджете;

Прогноз социально-экономического развития;

Направления бюджетной и налоговой политики;

Основные характеристики федерального бюджета:

1) общий объем доходов с выделением нефтегазовых доходов;

2) нормативы распределения доходов между бюджетами;

3) общий объем расходов;

4) условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % объема расходов на первый год планового периода и не менее 5 % - второго года планового периода;

5) верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

6) нормативная величина Резервного фонда;

7) дефицит (профицит) бюджета.

При отклонении законопроекта в первом чтении ГосДума может принять одно из решений:

Передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета (согласительная комиссия является трехсторонней, включающей представителей ГосДумы, Совета Федерации и Правительства РФ);

Вернуть законопроект в Правительство на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству.

Повторное отклонение законопроекта возможно, если ГосДума ставит вопрос о доверии Правительству.

Второе чтение - 35 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

Предмет второго чтения:

Перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

Бюджетные ассигнования в разрезе функциональной структуры бюджетной классификации расходов;

Распределение между бюджетами субъектов РФ межбюджетных трансфертов;

Программы предоставления кредитов, внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий;


Долгосрочные целевые программы;

Текстовые статьи закона о федеральном бюджете.

В процессе рассмотрения законопроекта во втором чтении Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по расходам в разрезе функциональной структуры классификации. Профильные комитеты рассматривают поправки и представляют результаты в Комитет по бюджету. Комитет по бюджету в дальнейшем представляет на рассмотрение в ГосДуму сводные таблицы поправок с решением об их принятии или отклонении.

Третье чтение – 15 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В процессе третьего чтения утверждается ведомственная структура расходов и законопроект в целом.

В течение 5-тидней принятый ГосДумой законопроект направляется в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в течение 14 дней.

Одобренный Советом Федерации законопроект течение 5-ти дней передается Президенту РФ на подписание. Бюджетный кодекс РФ предусматривает процедуры отклонения законопроекта при рассмотрении его Советом Федерации и Президентом.

После подписания закона Президентом в течение 5-ти дней он должен быть опубликован в средствах массовой информации. Закон вступает в силу с 1 января очередного финансового года.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность , органов местного самоуправления , других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов , проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и органов местного самоуправления . Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях . Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ , а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ ; прогнозе социально-экономического развития; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на год. При этом исходными макроэкономическими показателями служат объем валового внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции . На основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития формируется перспективный финансовый план - документ о прогнозных возможностях по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» одобренные Правительством Российской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенного правительства» должны быть основой для формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год.

В настоящее время ставятся задачи повысить качество среднесрочного бюджетного планирования и предусмотреть возможность утверждения Правительством РФ структуры бюджетных расходов на три предстоящих года. Ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться на основе, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Намечено создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных расходов с помощью бюджетирования, ориентированного на результаты.

Разработка проекта бюджета включает две стадии - подготовительную и конкретно-адресную.

На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов.

Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до очередного года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение. Оно принимает ежегодно постановление о разработке на очередной год прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете, параметров прогноза социально-экономического развития РФ и перспективного финансового плана. В постановлении даются предписания, указания, поручения министерствам, Центральному банку РФ , органам управления государственными внебюджетными фондами, главным распорядителям бюджетных средств, органам исполнительной власти субъектов РФ, закрытых административно-территориальных образований с указанием сроков представления необходимых материалов.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана - прогноза функционирования экономики страны на очередной год.

Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, распределяет его расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета и распределение его расходов могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам. После этого Минфин РФ в двухнедельный срок:

  • направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
  • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.

Второй этап - распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов , исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном году, о приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля текущего года. Правительство РФ рассматривает прогнозы, проект бюджета и другие документы для внесения их в Государственную Думу .

Реформирование бюджетного процесса требует:

  • создать механизм подготовки проекта бюджета, обеспечивающего распределение бюджетных расходов по стратегическим целям, задачам и программам главных распорядителей бюджетных средств;
  • разработать методологию составления бюджетных проектировок последних;
  • обеспечить взаимосвязь среднесрочного и годового бюджетных циклов.

Рассмотрение и утверждение бюджета - стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе:

  • учет временного фактора: отведение достаточного периода времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году;
  • представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ;
  • творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределения существующих расходов. Кроме того, право вето органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета;
  • ясная определенность с исполнением бюджета текущего года. Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований;
  • своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также предоставить финансово-экономическое обоснование;
  • наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, расчеты по доходам и расходам федерального бюджета в разрезе основных подразделений бюджетной классификации РФ.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ . Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.

Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях, на которые отводится соответственно 30,15, 25 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.

Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.

В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия; общий объем расходов бюджета).

При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:

  • передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;
  • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во время второго чтения утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете, то он передается в согласительную комиссию.

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки по субъектам РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований РФ и другие показатели и программы. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении.

В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

После принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и голосует за его одобрение в целом. Затем закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная Дума может принять закон о порядке финансирования расходов из федерального бюджета в I квартале финансового года.

На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и другими актами.

В состав операций, составляющих содержание исполнения бюджета, включаются также операции по учету исполнения бюджета, представляющему собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджета и охватывающему все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом его исполнения. Учет исполнения федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства, учет исполнения региональных и местных бюджетов - финансовыми органами или региональными (муниципальными) казначействами либо органами федерального казначейства (при условии подписания соглашения органам федерального казначейства с органами власти субъекта РФ или местного самоуправления об исполнении соответствующих региональных и местных бюджетов).

В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой нормативными документами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюджета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета являются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных учета составляется отчет об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета - документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени.

Формы отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, порядок их составления и представления определяются Министерством финансов РФ в нормативно-правовых актах, издаваемых ежегодно. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет (финансовый или казначейский орган), на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет представляется в соответствующий исполнительный орган власти или орган местного самоуправления. Одобренный исполнительным органом власти отчет направляется в представительный орган в форме проекта закона, до начала рассмотрения которого проводится внешняя проверка отчета контрольным органом (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, муниципальных образований).

Органы, исполняющие бюджет, составляют также отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, который не утверждается представительным органом власти либо представительным органом местного самоуправления.

Исполнение бюджета, завершая бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Правительством РФ предусмотрено: перейти преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые обеспечили бы прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования согласно установленным приоритетам государственной политики; упорядочить составление и утверждение федерального бюджета (сократить процедуру рассмотрения проекта бюджета; рассматривать его в трех чтениях; одновременно проводить рассмотрение Государственной Думой проекта закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год и др.). Конечной целью намечаемых изменений является повышение результативности бюджетных расходов для успешного решения задач повышения благосостояния населения и обеспечения устойчивого роста экономики страны.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение бюджетного процесса, охарактеризуйте его стадии и состав участников.
  2. Какими законодательными и нормативно-правовыми актами регулируются отдельные стадии бюджетного процесса?
  3. Как разграничиваются функции участников бюджетного процесса?
  4. Охарактеризуйте основные этапы составления федерального бюджета.
  5. Каково содержание основных этапов рассмотрения федерального бюджета и его утверждения?
  6. На каких принципах исполняется бюджет и какие этапы и процедуры необходимо соблюдать при этом?
  7. Чем отличаются понятия «исполнение бюджета» и «кассовое исполнение бюджета»?
  8. Как влияет система исполнения бюджета на содержание этапов исполнения бюджета?
  9. В каком порядке составляется и утверждается отчет об исполнении бюджета?
  10. Назовите основные направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте и сравните бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в РФ.
  2. Составьте схему, отражающую процесс рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
  3. Охарактеризуйте содержание каждого из этапов исполнения бюджета по расходам, покажите их отличительные особенности. Сделайте выводы об особенностях каждого этапа исполнения бюджетов на разных уровнях бюджетной системы РФ.

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент . Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, уровень занятости, .

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

См.также:

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
  • , установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли .
В доходах федерального бюджета также учитываются:
  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:
  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:
  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

  • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
  • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:
  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

  • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
  • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
  • планом развития государственного сектора экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
  • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.

Первое чтение бюджета

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Второе чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении

Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

Третье чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе

Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:

  • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
  • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.

Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.

В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.