Импортозамещение в рф. Как можно заработать бизнесу на замещению импорта: разбор программы по импортозамещению в России. Наиболее развитые отрасли импортозамещения в России

Основным законом для экономического роста в стране является превышение экспорта над импортом товаров. Стимулирование импортозамещения применялось многими странами, и в настоящее время данная политика практикуется.

Импортозамещение представляет собой процесс замещения импортных товаров отечественными.

Для реализации программы импортозамещения правительством страны могут использоваться несколько методов, которые применяются как в отдельности, так и в комплексе:

  • тарифные методы — подразумевают повышения пошлин на ввозимый товар;
  • нетарифные методы, в рамках которых устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров;
  • стимулирование производства товаров на территории самого государства.

Путем импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных сторонах импортозамещения, так и негативных.

Приведем сравнительную характеристику импортозамещения в таблице 1.

Таблица 1

Положительные стороны импортозамещения Отрицательные стороны импортозамещения
Рост занятости населения в условиях развития собственного производства; Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции;
Повышение экономической безопасности страны; При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства;
Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны. Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции.

Проблемы импортозамещения в России

Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей.

Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно. Российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле и иных отраслях.

Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения – 70%, – 60%, для оборудования энергетической отрасли – 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90%.

Импульсом для разработки программы импортозамещения послужили санкции западных стран в отношении России.

В начале 2014 года была подготовлена государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», период реализации которой рассчитан до 2020 года.

Программа импортозамещения в России: от слов к делу

Осенью 2014 года Правительство начало активно поддерживать инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

  • напрямую, а именно через субсидии, гранты и преференции;
  • косвенно — через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.

Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются:

  1. Промышленность;
  2. Связь и телекоммуникации.

Принять участие в данной программе могут проекты с общей стоимостью от 1 до 20 млрд. руб. Минимальная сумма участия составляет 20% от стоимости инвестиционного проекта.

Государство выбрало 10 банков, через которые предоставляется кредиты с процентной ставкой 9%, из которых фиксирования 2,5%, нефиксированная 6,5% — это ставка рефинансирования ЦБ РФ. Из этого следует, что условия таких кредитов могут меняться с течением времени как в сторону снижения стоимости кредита для предприятий, так и в сторону удорожания.

Производственные площадки проектов, принятых к реализации в рамках программы импортозамещения, могут быть размещены только на территории Российской Федерации.

В программе импотозамещения активное участие принимают крупнейшие предприятия страны, а именно Газпром, Росатом, Роскосмос и иные. Каждая разработала перечень используемого импортного оборудования для производства, которое будет заменено отечественным, и установила долю, которая должна быть достигнута к 2020 году.

Важная информация!
«Программа Правительства РФ по импортозамещению не предполагает конкретных шагов, а является только законодательным фундаментом этого процесса.
В ее основе заложены:
— цели и те, кто их исполняет;
— критерии успеха реализации и те, кто за ними наблюдает.»

В состав критериев, по которым будет измеряться успешность реализации программы входят:

  1. Индекс в соотношении к прошлому периоду;
  2. Объем расходов на инновации в общем объеме экспортного товара;
  3. Доля предприятий промышленного сектора в количестве всех организаций, действующих на анализируемый период в стране;
  4. Объем экспорта товаров высокотехнологичного производства;
  5. Анализ доли затрат на исследовательскую деятельность (бюджетные и не бюджетные средства).

Вопросы замещения импортного товара отечественным в аграрном секторе поднимаются с 2010 года, когда еще не были введены санкции и контрсанкции. Основной проблемой в развитии данного сектора является привлечение инвестиций.

Правительство России определяет сельскохозяйственную отрасль как основную в программе импортозамещения, так как она позволит обеспечить продовольственную безопасность государства. Согласно программе, к 2020 году более 90% товаров сельского производства должны быть отечественными.

Для привлечения финансовых средств отрасль должна обладать высокой степенью инвестиционной привлекательности. Однако, российский аграрный сектор не занимается вопросами формирования привлекательности для инвесторов. Основными средствами на реализацию импортозамещения будут в период до 2020 года бюджетные средства.

В 2015 году на данную отрасль экономики было потрачено 5,0 млрд. рублей ассигнований, в 2016 году – 7,6 млрд. рублей, в 2017 году заложено в бюджет 8,3 млрд. рублей.

Как известно, бюджет России дефицитен, не исключено, что урегулировать его не получится к 2017 году.

Средства на увеличение ассигнований в сельское хозяйство выделяются путем сокращения других программ, в том числе программ развития транспортных систем.

Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.

Одной из причин этого является спад на рынке отечественной промышленности в последнем двадцатилетии.

Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные заводы-изготовители будут способны выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами.

Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:

  • полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
  • технологическое обновление производственного процесса.

Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе:

  • фармацевтическое производство;
  • химическое производство;
  • автомобилестроение;
  • станкоинструментальное и иные направления.

Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику.

Для контроля деятельности по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные квартальные итоги, а также помогают налаживать связь между производителем и покупателем.

Согласно итогам 3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):

  • паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
  • станки +10%;
  • лекарства +11,8%;
  • чугунные и стальные трубы +6,9%.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

На сегодняшний день импортозамещение активно развивается в следующих сферах:

  • легкая промышленность;
  • товары для спорта;
  • производство кисломолочных продуктов;
  • одежда;
  • натуральные продукты питания;
  • продукция животноводства.

Вышеперечисленныеимпортозамещающие производства получают финансовую поддержку от государства. Кроме того, существуют различные программы по льготному кредитованию, государственному займу, а также инвестиционные контракты, способствующие привлечению капитала для реализации этой идеи.

Организация любого бизнеса требует официальной регистрации документов. Стоимость оформления составляет от 5 до 10 тысяч.

Ниже представлены 3 бизнес-идеи по производству товаров внутри страны.

Выращивание овощей в теплицах

В любое время года овощи пользуются спросом среди населения. Именно поэтому выращивание этих импортозамещающих продуктов в теплицах принесет Вам хороший доход в течение всего года. При осуществлении этой идеи для бизнеса по импортозамещению необходимо составить бизнес-план с подробными расчетами. Не забудьте включить в него такие статьи расходов как закупка семян, постройка теплиц и зарплата работникам.

Следующий этап - выбор производственной площади. Сегодня Вы можете как арендовать, так и купить земельный участок. Кроме того, мягкий климат и плодородная почва являются значительными преимуществами при выращивании овощей.

  • помидоры;
  • огурцы;
  • редис;
  • зелень (лук, укроп, петрушка, руккола).

Для осуществления этой идеи импортозамещения следует определиться, куда будет реализована продукция. Вы можете самостоятельно продавать овощи, арендуя место под палатку на рынке. Кроме того, стоит наладить поставки в крупные магазины и супермаркеты. И, наконец, продажа овощей напрямую (непосредственно с фермы) также пользуется спросом и приносит неплохой доход.

Таким образом, для начала работы с идеей потребуется: арендовать участок, закупить рассады, химические средства защиты, удобрения, приобрести или снять в аренду автотранспорт, выстроить теплицы. Стоит продумать вопрос полива овощей.

Данная бизнес-идея по импортозамещению требует капиталовложений на сумму от 600 тысяч.

Существует и такой вариант открытия предпринимательского дела как покупка готового бизнеса по выращиванию овощей. Стоимость такого предприятия составляет от 550 тысяч. При этом Вы получаете отлаженную схему поставок и базу клиентов.

Легкая промышленность

На сегодняшний день импортозамещение активно развивается в сфере легкой промышленности. Существует несколько направлений производства в этой отрасли:

  • меховое;
  • кожевенное;
  • швейное;
  • текстильное.

Для реализации бизнес-идеи по импортозамещению в этой сфере нужно проанализировать рынок и выбрать подходящую нишу. После этого необходимо составить подробный бизнес-план с расчетами.

Как наладить каналы сбыта? В первую очередь договоритесь о поставках готовой продукции в магазины и торговые центры Вашего города. Можно арендовать торговую точку и осуществлять продажи самостоятельно.

Итак, для реализации такой идеи по производству в сфере легкой промышленности Вам потребуется от 500 000 рублей.

Существует еще два возможных варианта организации идеи по импортозамещению:

  1. Вы можете , основной направленностью которого является производство в сфере легкой промышленности. Средняя цена такого предпринимательского дела составляет от 4 000 000 до 100 000 000 рублей.
  2. Также Вы можете Для этого предпринимателю потребуется от 650 000 рублей инвестиций. При этом он получит возможность заниматься производством изделий под маркой известной компании, а также бесплатное обучение и поддержку со стороны франчайзера.


Производство сыра

Сыр является одним из тех продуктов, который покупает большая часть населения нашей страны. Однако в эпоху кризиса ввоз этого молочного продукта из других стран был приостановлен. Именно поэтому идея импортозамещения производства сыров считается достаточно прибыльной. Что же требуется для ее осуществления?

В первую очередь необходимо снять помещение под цех для производства сыров. Аренда будет стоить от 40 000 рублей в месяц. Далее Вам нужно закупить оборудование. Цена сыроварни на 50-70 литров составляет от 130 000 рублей.

Продумайте вопрос о закупке молока для производства сыра. Существует два варианта: закупка на молочных фермах и собственное содержание скота.

Крайне важно продумать вопрос реализации готовой продукции. Данныйимпортозамещающий продукт можно поставлять в магазины и супермаркеты, а также открыть собственную торговую точку по продаже молочных изделий.

Преимущество представленной идеи импортозамещения заключается в том, что, приобретая сыроварню, у Вас появляется возможность производить не только сыры, но и такие продукты как йогурты, творог, сметану и многие другие.

Стоимость готового бизнеса по производству сыров составляет от 4 миллионов. При покупке Вы получаете уже действующее предпринимательское дело по импортозамещению с наработанной базой клиентов и отлаженными механизмами работы.

Для России реальное импортозамещение (не промсборка из иностранных составляющих) – хороший шанс реализовать-таки диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными? В каких отраслях подключение малого и среднего бизнеса (МСБ) к импортозамещению эффективно?

Сделано у нас: мода или необходимость

Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров . За период 2000-2014 объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза.

Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

  • продовольствие и товары народного потребления;
  • сельхозтехника, станки и оборудование;
  • автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
  • лекарства;
  • новые технологии;
  • продукция для ВПК.

В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. Если реализовать его эффективно.

Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов. Причина проста - снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая экономическая яма отягощена антироссийскими санкциями. Это активизировало правительство, заставив перейти от слов к разработке стратегии - созданию программ импортозамещения в России до 2020 года.

Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения - 70%, гражданского авиастроения - 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике - 50%.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» - импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Таблица 1. Политика по сокращению импорта в документах

Документ/мероприятие

Задачи и сроки

Сельское хозяйство

Госпрограмма развития с/х на 2013-2020 (пост. правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза)

До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах:

  • мяса - до 91,5%;
  • зерна - до 99,7%;
  • молока - до 90,2 %;
  • свекловичного сахара - до 93,2%;
  • картофеля - до 98,7%;
  • растительного масла - до 87,7%.

Таблица 3. Товары, ограниченные к госзакупкам при наличии отечественных аналогов

Отрасль промышленности

Виды продукции

Ткани, изделия из текстиля (кроме одежды), меховые изделия, канаты и веревки, трикотажные пуловеры и кардиганы, чулочно-носочные изделия, спецодежда, резина для обувных подметок, сумки и чемоданы и др.

Строительная и коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и др.

Медицинские инструменты и одежда, спиртовые антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, томографы, электрокардиографы, наборы реагентов для лабораторных анализов, глюкометры и др.

Радиоэлектронная промышленность, IT-технологии

C 01.01.16 российскому софту предоставляется приоритет при госзакупках, некоторые категории зарубежного ПО попадут под прямой запрет.

Запрещенные к ввозу до 06.08.16 продтовары:

  • охлажденная/свежая/замороженная говядина и свинина, мясо птицы;
  • рыба и ракообразные;
  • фрукты, овощи, корнеплоды и орехи;
  • молоко и молокопродукты;
  • колбасы, готовые мясопродукты;
  • сыры и творог на растительной основе.

Итоги продовольственного эмбарго по некоторым категориям (данные Росстата):

Господдержку смогут получить немногие, но у МСБ есть возможность сфокусироваться на реально выгодных нишах:

  • продовольственные товары натуральные;
  • текстиль и другие приоритетные товары легкой промышленности;
  • корма и продукция животноводства ;
  • спортивные и детские товары ;
  • разработка ПО.

Узнайте из видео, поддерживает ли население процессы борьбы с импортом.

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение. Что это за процесс? Для каких России он особенно необходим?

Определение

Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

Российский сценарий

Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

Сельское хозяйство

Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Конечно, в данной сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, полагают эксперты, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

Промышленность

Касательно данной сферы необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

Промышленность: зависимые сферы

В каких сферах промышленности РФ вопрос о необходимости импортозамещения стоит наиболее остро? В числе наиболее зависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

Касательно производства, полагают эксперты, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

IT-индустрия

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

Соответствующая программа импортозамещения в России, полагают эксперты, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Мы выделили несколько ключевых. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко. Почему? Рассмотрим основные нюансы, связанные с реалиями проведения соответствующей работы.

Проблемы

Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики. Каких, например?

Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров.

Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

Международный аспект

Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при этом не нарушить действующие нормы ВТО.

Факторы успеха

Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Роль государства

То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон "О промышленной политике в РФ". Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.

Проблема импортозамещения, то есть замены на российском рынке товаров иностранного производства отечественными, не нова и периодически поднимается, в том числе и руководством страны. В первую очередь, импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. Однако попытку разработать целостную политику власти предприняли только после введения санкций. Так, о необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ Владимир Путин призывал и в ходе "прямой линии" в апреле текущего года.

В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50% до 90% деталей и т. д.

Антикризисные меры на 2015 год в новой интернет-версии системы ГАРАНТ. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня!

Популярно мнение, что тяжелые для экономики России моменты, связанные со снижением зарубежного спроса на поставляемое Россией сырье и закономерной девальвацией рубля, являются своеобразным окном возможностей для развития отечественной промышленности и углубления импортозамещения. Однако, несмотря на ряд "удачных" в этом смысле моментов, – это, к примеру, кризисы 1998 и 2008 годов, государство не воспользовалось ими в полной мере. Эту проблему периодически поднимают на различных уровнях. Так, в 2011 году Дмитрий Медведев , занимавший в то время пост Президента РФ, на встрече с представителями малого бизнеса Пензенской области говорил о неэффективности действующей в то время программы импортозамещения.

МНЕНИЕ

Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":

"Планы по реализации импортозамещения в России смогут осуществиться, если цена на отечественную продукцию будет конкурентоспособной. Этому в определенной мере поспособствовала девальвация рубля, произошедшая в конце прошлого года: отечественная продукция ощутимо подешевела по сравнению с аналогичной, произведенной за рубежом. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение непроизводственных, административных издержек (избыточных требований к бизнесу при получении госуслуг, обязательных платежей и т. д.) и повышение конкуренции на внутреннем рынке. С другой стороны, сами производители, прежде чем приступать непосредственно к производству, должны адекватно проанализировать рынок (причем не только отечественный, но и глобальный, если мы хотим по-настоящему развивать промышленность), для того, чтобы продукция нашла своего покупателя и заняла определенную нишу без использования административных рычагов".

От слов до дела – целая верста

В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение первые акты уже приняты. В апреле 2014 года кабмин утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (). Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве ().

Финансовое содействие импортозамещению

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Так, осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях.

В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики:

  • сельское хозяйство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • химическое производство;
  • машиностроение;
  • жилищное строительство;
  • транспорт;
  • связь и телекоммуникации;
  • энергетика.

В соответствии с условиями программы государственную финансовую поддержку получают инвестиционные проекты стоимостью от 1 млрд до 20 млрд руб. Не менее 20% стоимости проекта заемщик должен будет оплатить сам. Заемщику предоставляется целевой заем уполномоченным банком в рублях под 9% в год. Причем средства, затраченные банками, на предоставление кредитов, будут Банком России им возмещены. В настоящий момент для участия в программе отобраны 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России. Процентная ставка по заему рассчитывается по следующей формуле: 6,5% – определяемая Банком России ставка рефинансирования кредитов на инвестиционные проекты () + 2,5%. Первая составляющая может быть впоследствии установлена в другом размере, а это значит, что условия финансирования предпринимателей могут поменяться.

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Также предусмотрено предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых в рамках программы. Гарантии даются по кредитам, выданным на срок от трех до 20 лет, в объеме до 25% обязательств заемщика. Общий объем выделяемых на эти цели средств в текущем году составляет 60 млрд руб (п. 8 раздела 1.1 приложения 39 к Федеральному закону от 1 декабря № 384-ФЗ " ").

В реестр отобранных инвестиционных проектов уже попали:

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством, за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Правда, бюджет его не так велик: 20 млрд руб., при том, что, по данным фонда, с января по апрель 2015 года поступило более 800 заявок на общую сумму порядка 280 млрд руб. от разных компаний. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем на срок от пяти до семи лет по ставке 5% годовых. Предприятия-заемщики должны соответствовать ряду требований:

  • иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Заем от фонда не смогут получить иностранные компании, и компании с офшорной "пропиской", за исключением компаний, получивших статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

Новое для российского права понятие "специальный инвестиционный контракт" содержит пока еще не вступивший в силу Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (). Такой контракт представляет собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать либо освоить производство определенной промышленной продукции в России. При этом органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта.

Оценить реальный эффект от такого партнерства пока нельзя, так как соответствующие нормы начнут действовать лишь с 1 июля 2015 года. Однако, есть основания предполагать, что облечение отношений производителя и государства в подобную форму даст бо льшую уверенность в успех таких проектов, чем, например, государственно-частное партнерство за счет создания условий стабильности правового регулирования.

В то же время, перечень инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения планируется расширить. По словам Аркадия Дворковича, полный их комплекс будет разработан к 1 июля текущего года. Так, в конце мая, правительство приняло решение внести на рассмотрение в Госдуму предложение о снижении налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия по производству товаров (распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 926-р). Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ право уменьшать налоги для участников региональных инвестиционных проектов путем снижения до 10% налога на прибыль организаций в части налога, поступающей в региональный бюджет, и до 0% – в части налога, поступающей в федеральный бюджет.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств.

Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны ( , ).

Минпромторг России возлагает большие надежды на стандартизацию, как инструмент импортозамещения в государственных закупках. Соответствующие поправки в законодательство о контрактной системе находятся в Госдуме на рассмотрении. Планируется уточнить правила описания объекта закупки таким образом, чтобы при их осуществлении преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Импортозамещение в реальном времени

Во исполнение январского антикризисного плана () в апреле текущего года Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях промышленности, как:

  • фармацевтическая промышленность ();
  • тяжелое машиностроение ();
  • программное обеспечение ()
  • авиастроение ();
  • судостроение () и т. д.

Как сообщил на брифинге по итогам правительственного совещания в начале апреля текущего года зампред правительства Аркадий Дворкович, в рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тыс. проектов. Директор Департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ добавляет, что реализация этих программ позволит даже в самых чувствительных секторах, например, станкостроении, сократить импортозависимость с текущих 88% до 40% к 2020 году. Осуществление этих мер потребует 159 млрд руб. бюджетных средств. Однако планируется, что в 20-летней перспективе это послужит привлечению в бюджет доходов в объеме до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раз).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Толкование юридического или экономического термина можно узнать в системе ГАРАНТ. Для этого нужно вызвать вкладку со списком терминов толкового словаря (F12) и ввести соответствующий запрос, например "импортозамещение". Для термина, встретившегося при чтении документа, можно вызвать словарь выделив нужный фрагмент (или наведя курсор на отдельное слово) и вызвав команду "Найти в Толковом словаре", нажав правую кнопку мыши.

На недостатки правового регулирования политики импортозамещения в фармацевтической отрасли сетует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев . При этом, подчеркивает он, отечественная фармацевтическая промышленность фактически уже много лет работает в этом направлении, воспроизводя копии оригинальных лекарственных средств. Так, любой так называемый дженерик (воспроизведенный препарат) представляет собой повторение оригинального лекарства, как правило импортного происхождения. поэтому импортозамещение для фармацевтики, по мнению эксперта, – это ежедневная, рутинная работа и принципиальных новелл в этом вопросе не существует. Одновременно, Виктор Дмитриев отмечает проблему, аналогичную сложившейся на рынке программного обеспечения: организация производства лекарства само по себе не столь затруднительна, как вывод созданного препарата на рынок. Правительство еще в сентябре прошлого года разместило для общественного обсуждения проект постановления, которое в отрасли называют "третий – лишний": об ограничении участия в бюджетных торгах поставщиков импортных препаратов при наличии двух и более участников, предлагающих отечественные лекарственные средства. Однако, дальше проекта, дело до сих пор не продвинулось.

Кроме этого, по словам Виктора Дмитриева, доработки требуют существующие регистрационные процедуры. Например, несмотря на то, что регистрировать фармацевтические субстанции не нужно, закон требует их внесения в государственный реестр лекарственных средств (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ " "), что фактически является повторением процедуры регистрации. Поэтому российские производители лекарств проигрывают зарубежным конкурентам, которые выходят на рынок с уже готовым лекарственным средством и не обязаны заносить в реестр субстанцию в его составе.

Российская индустрия разработки программного обеспечения по праву считается одной из динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. Ряд российских программных продуктов стабильно пользуются спросом не только в странах ближнего зарубежья, но и на глобальном рынке. В этом есть и заслуга государства. Так, начиная с 2011 года разработчики программного обеспечения выплачивают страховые взносы в пониженном размере ( , Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Спустя практически год соответствующие проекты законов и нормативных актов подготовили . В целом снизить зависимость от иностранного программного обеспечения предполагается, сделав рынок государственного заказа более доступным для отечественных компаний. Предложенные проекты подразумевают максимальное ограничение возможности закупать иностранное программное обеспечение, за исключением случаев отсутствия отечественных аналогов необходимых программ, или если имеющееся не соответствуют предъявляемым заказчиком требованиям. В этом случае заказчики должны будут обосновать свой выбор в пользу иностранного софта, чтобы российские разработчики были информированы о потребностях рынка. Одновременно предполагается признавать программное обеспечение отечественным, если оно было внесено Минкомсвязью России в соответствующий реестр.

Получить комментарии о реализации программ импортозамещения от представителей отраслей авиа- и судостроения редакции портала ГАРАНТ.РУ не удалось.

Темпы без качества не темпы, а – профанация

В конце апреля распоряжением правительства была учреждена Автономная некоммерческая организация "Российская система качества" (). Член межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества Елена Саратцева пояснила порталу ГАРАНТ.РУ, Российская система качества создается в целях продвижения на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества, а также повышения доверия в отношении российской продукции. Кабмин на своем официальном сайте отмечает, что помимо прочего Российская система качества должна послужить решению задачи импортозамещения. Над созданием АНО "Роскачество", помимо Минпромторга России, работали Минсельхоз России, Росстандарт, ТПП РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"и другие общественные и научные организации и объединения.

Планируется, что товары для испытаний в аккредитованных при АНО "Роскачество" лабораториях будут закупаться в точках розничных продаж на территории России. Результаты испытаний будут опубликованы в открытом доступе на официальном сайте Роскачества.

Продукции, успешно прошедшей процедуру добровольной сертификации, будет присваиваться российский Знак качества. При этом сертификация продукции для получения будет полностью бесплатной для производителей. Право маркировать продукцию Знаком качества будет выдаваться сроком на два либо на три года (в зависимости от категории продукции), после чего товар может вновь пройти добровольную сертификацию Роскачества. Причем в случае поступления от населения жалоб на качество продукции, получившей российский Знак качества, будут проводиться внеплановые проверки этой продукции. Если информация о несоответствии требованиям по качеству или локализации, подтвердится, то право на использование Знака качества у такого товара будет отозвано.

Организация финансируется за счет средств федерального бюджета, добавляет Елена Саратцева, этим обеспечивается независимость исследований и сертификации. Уже в этом году Роскачество проведет веерные исследования продукции в 30 категориях. В выборку каждого исследования будет включена бо льшая часть товаров, представленных в каждой категории (до 50 образцов). Предполагается, что первые Знаки качества будут присвоены уже в текущем году.

Защитные меры: обратная сторона медали

В то же время, защитные меры, несмотря на свою очевидную пользу для отечественных производителей, могут нести в себе и скрытые угрозы экономике. К примеру, эмбарго на ввоз в нашу страну продуктов питания из поддержавших антироссийские санкции стран ощутимо снизило конкуренцию российских фермеров с зарубежными производителями на продовольственном рынке. На первый взгляд может показаться, что такие внешнеполитические меры сыграли исключительно на руку отечественным производителям-аграриям. Однако Счетная Палата РФ в своем докладе, опубликованном в октябре 2014 года, выражает опасения в связи с возможным ускорением инфляции в случае, если Россия не справится с полным замещением импорта продовольствия и сырья, попавших под эмбарго. А скорость восполнения образовавшегося дефицита, подчеркивает ведомство, ограничена возможностями имеющихся производственных мощностей.

Опять же, при производстве некоторых продуктов питания используется импортное сырье, доступ производителей к которому прекратился. Сергей Фахретдинов , член координационного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", член Общественной палаты РФ, добавляет, что проблема нехватки незаменимого для выпуска отечественной продукции сырья остро стоит и в высокотехнологичных отраслях. Так, по его словам, российская нефтехимическая промышленность, продуктами которой пользуются практически все отрасли, сильно отстает от передовых стран. На восполнение дефицита химического сырья за счет внутренних ресурсов потребуются значительные усилия и время.

***

Можно констатировать, что в России дан старт глобальной кампании по удовлетворению внутреннего спроса силами отечественных производителей. В то же время, эксперты говорят о необходимости придания этому процессу большей системности. Так, по мнению первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Владислава Корочкина, необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые бы позволяли ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер.

Кроме того, возникает закономерный вопрос: по какому сценарию пойдет процесс? Будет ли финалом этой масштабной работы создание продукта – аналога зарубежного, или мы пойдем дальше и в ряде областей сможем побороться за существующие зарубежные рынки? О планах руководства страны на этот счет можно судить по ряду высказываний. Так, Владимир Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме в мае прошлого года отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной. Эту же мысль развил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного доклада Госдуме в апреле этого года, добавив, что импортозамещение не приведет к хозяйственной самоизоляции России. Однако как будет развиваться экономика в реальности, покажет время.