Инвестирования в образование. Инвестиции в образование. Риски инвестирования в образование

Достаточно часто приходится слышать о том, что необходимо инвестировать в образование и это то, что всегда окупит себя. На самом деле ли это так, ведь мы знаем колоссальное количество примеров, когда инвестиции в образование не окупают себя. К примеру, обучают родители ребенка в ВУЗе на платной основе и затем он трудоустраивается на работу, которая окупит вложенные в его образование деньги в лучшем случае через десять лет. Зачастую если подсчитать амортизацию человеческого капитала - устаревание полученных знаний, изнашивание здоровья, в том числе из-за трудовой деятельности, расходы на жилье и питание - получается, что родители инвестировали ни в успешного молодого человека, а создали отличного раба для местного предприятия, которое по сути дела эксплуатирует их ребенка выжимая из него все то, что было вложено за счет родительских денег.

Именно поэтому к инвестициям в образование необходимо подходить с умом и научиться вкладывать в данную сферу постоянно, пусть малыми порциями, но постоянно, а не однократно, который обеспечит лишь эффект "всплеска" в лучшем случае. Современные вузы польши обеспечивают отлично образование, которое котируется в Европе, именно поэтому многие выходцы из Восточной Европы, стран СНГ обучаются в польских высших учебных заведениях для того, чтоб в дальнейшем трудиться на просторах Европейского Союза не "чернорабочим", а в качестве "белого воротничка".

Другим примером успешных инвестиций в образование для жителей регионов страны может быть обучение в столичном ВУЗе, в том числе, с работой в одной из столичных компаний. Образование в Москве, Санкт-Петербурге стоит ненамного дороже, чем в региональных высших учебных заведениях, повышенные расходы связаны лишь с проживанием, которые легко окупаются при желании подработать. По приезду специалист с образованием столичного ВУЗа будет гораздо выше котироваться, чем местный, который получал образование у региональных "ученых", которые зачастую занимаются либо проплаченными научными изысканиями в нужном для различных компаний направлении, либо переписывают труды иностранных авторов, то есть занимаются отработкой заработных плат.


Комментарии и отзывы

Уже завтра будет представлен смартфон Meizu 16T, однако сегодня ночью в сеть утекли официальные постеры с...

Компания Xiaomi выпустила глобальную прошивку MIUI 11 для популярных смартфонов Mi 9T и Mi 9T Pro, которы...

TerraMaster, профессиональный бренд, специализирующийся на предоставлении инновационных продуктов хранени...

Беспилотные летающие аппараты последнее время становятся все популярнее: только за последний год их прода...

Официально представили новую игровую мышку Razer Viper Ultimate, которая выглядит очень стильно и может п...

В условиях кризиса мы часто задаемся вопросом, куда вложить деньги, ведь риски обесценивания и даже потери капитала достаточно высокие. В такие периоды лучше всего заняться своим образованием или потратить сбережения на учебу детей в престижных учебных заведениях.

Английский язык нужен всегда – на нем общаются дипломаты, и его знания требуются во многих компаниях для получения престижных должностей.

Плюсы образования в Англии

  • Проживание и обучение в Великобритании – это серьезный багаж знаний, новые знакомства, незаменимый опыт и яркие эмоции;
  • Получив престижное образование, перед вами открываются огромные возможности реализации себя, как специалиста.

Как построена английская система образования

Законодательство Англии утвердило, что с 5 до 16 лет включительно дети обязаны посещать школу , но многие родители начинают обучение детей в более раннем возрасте (начиная с трех лет) и не прекращают его до наступления 18-ти лет. То есть, когда ребенок выбирает пусть дальнейшего образования.

Возрастная градация школ Великобритании

  • Дети 3-4 лет получают дошкольное образование;
  • Ребята 4-11 лет ходят в начальную школу;
  • От 11-18 лет дети посещают среднюю школу;
  • Начиная с 18 лет, идет образовательный процесс в колледжах и высших учебных заведениях.

Многие дети обучаются в «независимых» заведениях, именуемых частными школами. В отличие от государственных школ, здесь обучение платное, но родители осознанно выбирают данную систему образования по следующим причинам:

  • возможность выбора закрытого заведения для мальчиков или «только для девочек». Также можно отдать ребенка в смешанные классы;
  • частные школы обладают правом самостоятельно составлять годовую учебную программу. Вдобавок, от руководства напрямую зависит, станут ли их подопечные сдавать тесты по установленной государством учебной программе. В большинстве случаев от этого процесса отказываются;
  • ученики частных школ получают возможность заниматься по более расширенной и разнообразной программе, значительно отличающейся от государственной;
  • в частных школах не нагружают учеников регулярным тестированием, и каждый может выбрать свой курс по интересам и приоритетам;
  • численность учеников в классах независимых школ, в большинстве случаев, не больше 15 человек – это гораздо меньше, чем в государственных заведениях;
  • каждый ученик получает индивидуальный подход, ему уделяется больше внимания и времени, и в итоге качество образования в разы выше.

Родители могут выбрать самую подходящую форму обучения: есть дневные школы, а есть «интернаты на пять дней» с проживанием и отпуском домой на выходные. Частные пансионаты принимают детей на постоянное проживание и обучение, и домой отпускают лишь на каникулах. Начиная с 11-лет, можно отдать ребенка в подобные учебные заведения, хотя некоторые школы принимают с 8-9 лет. Здесь вас ждут три семестра, между которыми установлены продолжительные каникулы – это и есть учебный год, заканчивающийся летом.

Частные школы гарантируют гибкий подход к ученикам и их родителям, поэтому все стороны в полном объеме удовлетворяют свои потребности. Престижные, элитные школы, такие как Кембридж, Харроу и Итон передают многовековые традиции образования – их еще называют «публичными школами». Обучение здесь дорогостоящее, но с таким дипломом перед вами будут открыты двери престижных международных компаний. Получив высшее образование в Великобритании, вы получаете бездну возможностей и внушительный комплекс знаний, необходимых для продуктивной работы во многих странах мира.

Если вы загорелись идеей стать профессионалом международного уровня или пророчите своему ребенку будущее с широкими перспективами, то у вас есть прекрасная возможность получить образование в великобритании, частные школы которой славятся во всем мире.

Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант — продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.

Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.

Расходы:

1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.

2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.

3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.

Доходы:

Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:

1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.

2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.

3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.

4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.

5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.

Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:

«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».

Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?

Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.

1. Недостаток квалифицированных работников

Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.

«… наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».

Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)

«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»

2. Сотрудники как главный актив успешной компании.

Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения — наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом — обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.

Степень рискованности при инвестициях в образование.

Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.

Практика образования сотрудников в Российских компаниях.

В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) — главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) — главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:

Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.

Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.

Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.

Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.

Эффективность обучения

Постскриптум

Сорокина Галина Внимание!. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на https://сайт

Применение технологий в образовании, или EdTech, - одно из самых интенсивно развивающихся направлений на рынке технологических компаний. По оценке американской исследовательской компании Metaari, в прошлом году инвестиции в EdTech-компании в мире выросли на 30% до рекордных $9,5 млрд. В общей сложности за 2017 год финансирование привлекли 813 компаний - этот показатель также стал рекордным.

Этот рынок стал расти очень быстро именно в последние несколько лет. С 1997 года компании, занимающиеся образовательными технологиями, привлеки инвестиции на $37,8 млрд, и 62% этих инвестиций приходятся на период с 2015 по 2017 годы. Еще в 2016 году генеральный директор британской компании Knowledgemotion Дэвид Бейнбридж опубликовал статью под названием «Edtech - это следующий Fintech», тем самым сравнив образовательные технологии с одним из самых популярных современных направлений - финансовыми технологиями. По прогнозам Бейнбриджа, уже к 2020 году инвестиции в EdTech достигнут $252 млрд.

Образовательные технологии и правда становятся все более привлекательными для инвесторов. Так, в апреле индийская платформа Embibe, использующая искусственный интеллект в образовании, привлекала $180 млн. В январе 2018 инвестфонды Warburg и Genesis Capital инвестировали в китайскую образовательную онлайн-платформу Zhangmen $120 млн. В июне прошлого года очередной раунд финансирования провела известная платформа онлайн-курсов Coursera - тогда она привлекла $64 млн, а в общей сложности инвестиции в сервис составили уже $2,12 млрд. Один из последних примеров - в середине мая британская EdTech-компания Fuse Universal, разработавшая образовательную платформу, которой пользуются для обучения сотрудников многие компании, в том числе Merck и EY, привлекла $30 млн.

EdTech в России

Довольно активно развиваются образовательные технологии и в России - российские стартапы, работающие в этой сфере, также привлекают инвестиции, хотя объемы и несравнимы с американскими или китайскими. Так, онлайн-школа английского языка Skyeng в январе привлекла финансирование от инвестфонда Baring Vostok (размеры инвестиций не раскрывались). В декабре прошлого года компания Sistema VC во второй раз инвестировала в образовательный VR/AR-стартап MEL Science, в 2016 году она уже вложила в него $2,5 млн. Также в 2016 году одна из крупнейших технологических компаний России Mail.Ru Group инвестировала в образовательный портал для программистов GeekBrains.

Согласно опубликованному в прошлом году масштабному исследованию российского рынка онлайн-образования и EdTech, подготовленному компаниями «Нетология» и EWDN, в целом российский образовательный рынок, который уже составляет 1,8 трлн рублей, будет в ближайшие годы расти в среднем на 17–25% в год. В 2016 году рынок онлайн-образования составил 20,7 млрд рублей, а к 2021 году его объем вырастет более чем в два с половиной раза - до 53,3 млрд рублей.

По мнению инвестиционного директора государственного фонда «Российская венчурная компания» (РВК) Алексея Басова, рынок EdTech в России развивается активно и действительно становится все более популярным среди инвесторов. «Долгое время образование оставалось сегментом рынка, заметно обделенным частными инвестициями… Однако в последние годы мы наблюдаем энергичное развитие EdTech и появление целого ряда успешных российских компаний в этой сфере, с выручкой в сотни миллионов рублей и более», - отмечет он.

По словам Басова, сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала. Среди успешных российских компаний этой сферы он назвал платформу «Дневник.ру» и систему контроля обучения Maximum Education.

Самые перспективные

Аналитики видят наметившееся изменение направления инвестиций в этой сфере - привлекательными становятся наиболее «технологические» из EdTech-компаний. Так, EdTech-компании, занимающиеся разработками, связанными с искусственным интеллектом, в прошлом году привлекли $1,7 млрд.

По мнению многих экспертов, все более важной тенденцией становится необходимость стандартизации EdTech-продуктов. Этот пункт особенно важен именно с точки зрения инвесторов - ведь до тех пор, пока речь идет о единичном решении, бизнес остается сложно масштабируемым и не может расти. «Нам нужно больше инноваций в EdTech, и для того, чтобы это могло стать бизнес-моделью, EdTech-компании должны иметь довольно стандартизированные продукты, которые не нужно слишком сильно подстраивать под нового клиента», - считает Мортен Амструп, генеральный директор датской организации EdTech Denmark, целью которой является создание сети, связывающей образование и технологические компании.

Также, по оценке экспертов, в ближайшее время сохранится довольно высокий интерес к массовым открытым онлайн-курсам, будет продолжать расти стремление применять в образовании технологии дополненной и виртуальной реальности, будет повышаться доступность образовательных технологий, а также сохранится интерес к использованию технологий для формирования так называемых soft skills - неспециализированных, «гибких», но важных для карьеры навыков, например, коммуникативных.

Сложно, но можно

Безусловно, вкладывать деньги в образовательные технологии - не самый простой вариант для инвестора. В этой сфере нужно очень пристально следить за тенденциями и по возможности прогнозировать, какие направления смогут «взлететь» в будущем. Пока что большинство EdTech-компаний - это лишь небольшие стартапы. Кому из них удастся расшириться и выпустить на рынок приносящие прибыль продукты, понять на этом этапе сложно.

Это перспективный, но сложный рынок, так как услуги, связанные с образованием, обычно дороги, сложны и продолжительны. Одна из основных сложностей для инвестора состоит в том, что ему очень трудно понять, действительно ли тот или иной сервис является качественным и перспективным. В этой сфере это намного сложнее, чем, например, в случае с онлайн-сервисами заказа такси или доставки еды.

«Стартапам сложно сделать хороший продукт, а инвесторам - отличить качественный сервис от некачественного. Все приложения доставки еды действительно привезут клиенту пиццу, и требуется десяток заказов за неделю, чтобы составить компетентное мнение об уровне сервиса. Но на примере подготовки разработчиков мы видим, что далеко не все модные образовательные стартапы действительно учат программированию, и совершенно непонятно, как это может оценить сторонний инвестор», - отмечает директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный. По его мнению, лучший совет для инвесторов - вкладывайте в то, что хорошо понимаете.

Наличие сложностей, однако, не означает, что в EdTech не стоит инвестировать. Если инвестору удастся не промахнуться с командой и правильной бизнес-моделью, любой доллар, вложенный в EdTech, отобьется в десятки и более раз, считает управляющий партнер венчурного фонда Genesis Technology Capital Максим Шеховцов.

Так, одним из самых перспективных направлений с точки зрения инвестирования в EdTech остается изучение языков. По некоторым оценкам, рынок репетиторов достигает 100 млрд рублей в России и более $180 млрд в мире в год. Пока что этот рынок лишь на 1-2% перешел в интернет, но, по мнению Шеховцева, через некоторое время изучение языка перейдет в онлайн-формат на 60%, так что потенциал здесь огромен.

«На мой взгляд, языковые курсы уже «случились», но, несмотря на это, потенциал у это сегмента еще есть», - считает и Тимур Боридко из Inventure Partners. По его мнению, интересным выглядит сегмент обучения компьютерным играм - среди игроков есть очень увлеченная публика, которая готова к дистанционному формату обучения. Учитывая степень проникновения интернета в этой области, у создателя такого сервиса не будет географических ограничений, он сможет работать с игроками из разных регионов мира.

На что обратить внимание

Боридко дает два совета инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в EdTech: во-первых, уделять основное внимание качеству контента, потому что именно в этой сфере он имеет решающие значение, во-вторых, оценивать не только количественные показатели, но и то, как основатели стартапа взаимодействуют между собой и с коллективом, так как в случае с развивающимся бизнесом команда - один из важнейших факторов.

Алексей Басов из РВК считает, что инвесторы могут сконцентрировать свое внимание на сервисах, решающих наиболее массовые и легко монетизируемые задачи, такие как подготовка к поступлению в учебные заведения, повышение профессиональной квалификации и переподготовка, развитие soft skills, компенсация недостатков базового государственного образования, углубленное развитие языковых и других бизнес-компетенций.

По его мнению, пока этот рынок не вступил в фазу консолидации, так что вариантов продуктов и бизнес-решений тут почти неограниченное количество, но затем, на этапе консолидации, придет время супер-игроков. «Это логика развития почти любого рынка, и для сегодняшних инвесторов она означает достойные шансы на лидерство или выход через стратега», - считает Басов.

Так что несмотря на сложности, инвестировать в образовательные технологии стоит - с развитием технологий и все большей заинтересованностью людей, особенно молодежи, в цифровых сервисах, эта сфера просто не может не развиваться быстро. Сейчас рынок EdTech находится на раннем этапе своего развития, и это дает большие возможности для инвесторов, которые могут вложить деньги в пока малоизвестные и не слишком дорогие компании.

Утверждения о том, что являются лучшим вложением в себя, давно не новость. Однако до недавнего времени они оставались во многом спорными и не подтвержденными системным анализом. Тем более что уровень обучения в российских вузах значительно упал. К примеру, авторитетное агентство Times Higher Education, оценивая мировые ВУЗы, не включило в рейтинг качества обучения ни один из российских

Однако проведенные исследования немецких специалистов подтвердили необходимость инвестиций в систему образования в цифрах. А уровень вложений отечественных компаний в процесс обучения в России и тематические научные исследования позволяет утверждать, что в России не так все запущено, как видится в первом приближении. Но обо всем по порядку

Обнадеживающие результаты немецких исследователей

Инвестиции в образование себя неизбежно оправдывают. Именно это утверждение стало результатом десятилетней работы немецкого агентства HIS. Оно дало ответы на несколько важных вопросов: оправдываются ли расходы на учебу, способствует ли диплом успешной карьере и в какие сроки. Были исследованы достижения около пяти тысяч немцев, окончивших ВУЗ в 2000-2001 годах

Срез производился трижды: через год после выпуска, через пять и десять. Абсолютное большинство (89%) добилось впечатляющих успехов, только 1% не смог реализоваться по специальности. Причем ни кризис, ни экономические спады на процесс не повлияли. Обычно первый год является определяющим в поиске работы и старта карьеры. Через 10 лет человек становится авторитетным специалистом и, в большинстве случаев, руководителем

Конечно, имеются определенные трудности – треть молодежи в первые годы довольствуются временными договорами найма и дополнительными подработками. В приоритете медицинские и инженерные специальности, остальным тяжелее. Однако инвестиции в образование себя полностью оправдывают, причем студенты заранее готовы к первоначальным трудностям

Как и везде в мире, немецкие компании с удовольствием принимают молодых специалистов с богатым опытом, что является парадоксом. Именно поэтому большинство немецких студентов совмещают обучение с практикой, чтобы к моменту окончания ВУЗа иметь достаточный опыт. Здесь тоже необходима активность и обширный круг знакомств, которые облегчают карьерный старт

Нужны ли в России инвестиции в образование?

Вопрос риторический и задается только с целью проявить проблему. Считается, что отечественная наука в глубоком упадке, а университеты влачат жалкое существование. Однако это неправда. Оказывается, по уровню финансирования наши ВУЗы находятся всего на 11 месте. Правда, это отнюдь не забота государства и вкладываются не бюджетные деньги. Это объем суммы, которую в расчете на одного ученого вкладывает в эту сферу бизнес

Необходимость инвестиций в образование и исследования бизнес понял давно. Поэтому большинство крупных компаний сами оплачивают обучение будущих специалистов, научные разработки и исследования. Данный показатель на сегодня составляет порядка $36,5 тысяч на университетского ученого. Для сравнения, от России отстают и Германия , и Израиль , и Гонконг

Первое места уверенно удерживают Южная Корея (почти $98 тысяч), Сингапур ($84,5) и Голландия ($72,8). Причем такая синергия науки и бизнеса принесла свои плоды: разработки на основе стволовых клеток, плазменные экраны, интернет-разработки, МР3 и т.д. Россия несколько отстает в этом отношении, причем большую часть помощи получают ведущие ВУЗы. Но помощь регулярно растет, достигая уже процента от ВВП

Естественно, инвестиции в образование должны быть сегодня в приоритете. В особенности это касается IT-технологий, электроники, машиностроительной, химической и других отраслей. Подготовка данных специалистов иногда отстает на десятилетия от реальной ситуации, многим приходится переучиваться заново

Как бизнес развивает инвестиции в образование

Все высокотехнологические компании имеют в бюджетах соответствующую статью расходов. Владельцы понимают, что без развития соответствующего научного и кадрового потенциала они могут начать терять деньги. На развитие различных молодежных программ, поддержку фондов и т.п. ежегодно тратятся миллионы долларов. Заключаются договора с ВУЗами, набираются студенты на новые специальности, назначаются именные стипендиаты, поддерживаются конкурсы

Таким образом, компания не только обеспечивается кадрами, повышает квалификацию специалистов, но и формирует лояльное к себе отношение. В конечном итоге инвестиции в образование окупаются достаточно быстро. Разумеется, предпочтение отдается техническим факультетам, которые обеспечивают, помимо учебных, реальными результатами в виде разработанных программ, исследований, материалов.