Как составить план урока: пошаговая инструкция. Урок "стандартный вид числа" Стандартный урок

МАСТЕР-КЛАСС

Карманова Ольга Васильевна

учитель информатики и математики МБОУ ООШ № 19 п. Железнодорожный, Борский район, Нижегородская область

СТАНДАРТНЫЙ УРОК

НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ 5 И 6 КЛАССОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье представлены два плана-сценария уроков информатики: для 5 класса по теме: «Формы представления информации» и для 6 класса по теме: «Растровое кодирование графической информации». Уроки спланированы по единому шаблону: проект - сценарий (ход урока, обоснование деятельности учителя, прогнозируемые действия учеников, примерное время) - самоанализ урока. Такой подход позволяет минимизировать затраты учителя на подготовку рутинной стороны стандартного урока, освобождая учителя для «живой работы» по формированию УУД и личностных результатов образования.

Ключевые слова: стандартный урок, шаблон плана-сценария урока, информатика и ИКТ.

Переход системы образования на принципиально новые стандарты вызывает затруднения у большинства учителей и требует от учителя больше внимания уделять формированию УУД и личностных результатов образования . Труд учителя может быть значительно облегчен при использовании компактных шаблонов «рутинной» части урока при его подготовке и проведении. Представленные уроки входят в курс информатики и ИКТ на основе УМК «Информатика и ИКТ» для основной школы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой .

Проект урока (5 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 5 кл.

2. Тема урока: Формы представления информации. (10 урок в теме «Информация вокруг нас»)

3. Раздел: Информация вокруг нас.

Планирование раздела:

1. Информация. (1 ч.)

2. Действия с информацией. (1 ч.)

3. Хранение информации. (1 ч.)

4. Носители информации. (1 ч.)

5. Передача информации. (1 ч.)

6. Кодирование информации. (1 ч.)

7. В мире кодов. (2 ч.)

8. Формы представления информации. (1 ч.)

9. Метод координат (2 ч.)

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор.

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

Кодирование.

Графический способ кодирования.

Числовой способ кодирования.

Символьный способ кодирования.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация

по теме урока

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. актуализация.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал

6. закрепление новой темы игра «остров»

7. Формирование новых знаний. Технологический материал

8. Практическая работа.

9. Подведение итогов.

МАСТЕР-КЛАСС

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Женя встань и ответь, пожалуйста, что такое код и кодирование. Приведи, пожалуйста, пример кодирования информации из нашей повседневной жизни. Хорошо садись. Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». Давайте еще вспомним о том, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, иначе говоря, в разных формах. А как и почему это делают люди сегодня нам и предстоит узнать. Итак, тема сегодняшнего урока «Формы представления информации». Давайте запишем ее. (Дети на экране видят тему урока) (Слайд 1) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока. Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Человечество выработало множество форм представления информации. (Слайд_2) К ним относятся разговорные языки (русский, английский и т.д.- всего более 2000 языков), язык мимики и жестов, язык рисунков и чертежей, научные языки, языки искусства, специальные языки (азбука Морзе, азбука Брайля...) . Способ кодирования, а другими словами форма представления информации зависит от той цели, которую мы преследуем для кодирования информации. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание информации, удобство обработки. Мы с вами разберем 3 наиболее часто используемых способа кодирования информации. Итак, когда мы кодируем информацию с помощью рисунков и значков? (Слайд 3) Посмотрите на экран, что сообщает вам эти изображения. Катя как ты думаешь? Правильно. А какие цели люди преследуют, когда устанавливают эти знаки? Хорошо, садись. Действительно с помощью графического метода наиболее быстро получается воспринять ту информацию, которую мы видим короткий промежуток времени. Итак, давайте запишем 1 способ графический. (Слайд 4) Мы измерили комнату и получили что ее ширина 4 метра а длина 5 метров. Нам надо узнать ее периметр. Дима, скажи, пожалуйста, что мы напишем на доске для решения этой задачи? Верно. А с помощью каких знаков мы это сделали? Верно с помощью чисел. Итак, метод № 2 - числовой. (Слайд 5) И давайте запишем последний метод символьный, используя этот метод мы кодируем информацию с помощью символов того же алфавита. Давайте посмотрим на экран и попробуем расшифровать сообщение, зная, что каждая буква исходного текста заменена буквой, которая следует после нее в алфавите «лбмэлфмаупс» запишем полученное выражение в тетради. Саша ответь, что получилось у тебя? Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях, дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 10-15 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Игра «остров». Представьте, что вы два племени на острове: 1 - выращивает только фрукты, 2 - только овощи. Вы, племя «Фру-фру», решили попросить у первого племени некоторых овощей и послали им записку с почтовым голубем, но, не зная их языка сообщение представили, используя разные формы представления информации, надеясь что они хоть что-нибудь смогут прочитать. Племя «овощи» точно также попросило у вас некоторых фруктов. Но ни то ни другое племя не знало, какие виды фруктов и овощей выращивает сосед. Поэтому ваша задача расшифровать сообщение, обвести те фрукты и овощи, которые вы можете обменять с соседом и послать сообщение обратно. Давайте подведем итог: какие формы представления информации использовало соседнее племя в сообщении? Верно это 3 изученных сегодня формы. (Слайд 6) Закрепление новой темы. Сплотить и заинтересовать детей групповой работой в игровой форме. Дети заинтересованы предстоящей работой и получением результатов 7-8 мин.

Практическая работа. Сегодня мы будем изучать калькулятор, которым как программой обеспечен наш компьютер. Сейчас, используя мышку, вам предстоит сделать практическую работу № 5. Посмотрите на экран - я покажу, как начать. А сейчас откройте стр.148 учебника, а я посмотрю, как вы справляетесь. Не забудьте переписать пример и его результат в тетрадь. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. 15 мин.

Итоги урока. Закончите работу. Кто не доделал, у вас будет возможность доделать на следующем уроке. Алена, давай вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке, с какими формами представления информации познакомились? Хорошо садись.(Слайд 6) Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем домашнее задание п.1.7 вопросы 1-4. Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Самоанализ урока.

Данный урок является 10 в теме «Информация вокруг нас», на которую отводится 12 часов.

Что такое код и кодирование;

Знакомы с многообразием кодов;

Как хранят и передают информацию.

Цели урока:

Систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися на предыдущем уроке;

Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

Познакомить учащихся с приложением калькулятор;

Научить выполнять простейшие арифметические операции на калькуляторе.

Основные понятия:

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-групповая.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Благодаря игровой форме закрепления начальных навыков, работа на уроке происходит более интересно. Поскольку всего в классе 12 человек, то наиболее эффективно происходит освоение компьютера, если дети сидят по 1 или по 2 человека за машиной,- с одной стороны, им легко по очереди или одному целиком выполнять работу, с другой стороны (если их двое), для детей, первый год изуча-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

ющих этот предмет, не возникает страха перед компьютером.

Результаты:

Дети могут соотносить способ кодирования с преследуемой целью. Благодаря визуальному ряду наиболее ярко представляют многообразие кодов в окружающей нас жизни.

Закреплены понятия «код» и «кодирование».

Класс получил навыки групповой работы.

Дети ознакомлены со стандартным приложением «калькулятор» и могут выполнять основные арифметические операции.

Кроме того, ученики на таких занятиях совершенствуют свои навыки владения компьютером в целом.

Проект урока (6 класс)

1. Программа: Информатика и ИКТ. Под руководством Л.Л. Босовой 6 кл.

2. Название урока: Растровое кодирование графической информации. (9 урок по теме «Информация и компьютер»)

3. Глава: Информация и компьютер.

Планирование темы:

1. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

2. Файлы и папки.

3. Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

4. Двоичное кодирование числовой информации.

5. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

6. Тексты в памяти компьютера.

7. Кодирование текстовой информации.

8. Создание документов в текстовом процессоре Word

9. Растровое кодирование графической информации.

9. Векторное кодирование графической информации.

10. Единицы измерения информации.

Тип урока: сообщение новой темы.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

Основные понятия:

Графический объект.

Пиксель.

Растровое кодирование.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация по теме урока.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос пройденного на предыдущем уроке материала.

3. Сообщение темы урока. Постановка цели.

4. Мотивация.

5. Формирование новых знаний. Теоретический материал.

6. Практическая работа.

7. Подведение итогов.

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Организационный этап. Здравствуйте дети. Садитесь. Все ли вы сегодня присутствуете на уроке? Подготовка учащихся к работе на уроке. Готовность класса к работе. 2 мин.

Актуализация пройденного. Хорошо. Сегодня у нас гости - учителя нашей школы: Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. Рома встань и ответь, пожалуйста, на вопрос. Каким образом мы кодируем текстовую информацию? Актуализация пройденного на прошлом уроке. Учащиеся вспоминают тему и содержание прошлого урока. 3-4 мин.

Ознакомление с темой. Запишем в тетрадях сегодняшнее число и «классная работа». А сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как компьютер кодирует изображения. Какие типы изображений вам знакомы? Наташа, приведи примеры? На экране мы можем увидеть рисунки, фотографии изображения, полученные путем сканирования. Все это изображения. Итак, тема сегодняшнего урока «Растровое кодирование графической информации» (Слайд 1-2) Обеспечение мотивации и принятие учащимися целей урока Готовность класса к активной познавательной деятельности. 3-4 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учащихся Примерное время

Каким же образом компьютер выводит нам изображения на экран? Как всегда секрет кроется в двоичном коде. Посмотрите, на самом деле, любая картинка при сильном увеличении состоит из точек - пикселей. (Слайд 3-4) Почему точки вовсе не точки, а маленькие квадратики? Давайте сами попробуем закодировать простую черно-белу картинку (На экране появляется изображение). «0» - обозначим не закрашенную точку, а «1» - закрашенную (Слайд 5). Итак, каждая строка состоит из 16 точек, значит в последовательности будет 16 «0» или «1». Катя, как ты думаешь, как можно закодировать эту строку? (Слайд 6) Хорошо, садись. После ответа появляются все составляющие кода на экране. Такой способ кодирования графической информации и называется растровым. А теперь посмотрим на предложенный код. (Слайд 7) Попробуем узнать, что скрывается за этими цифрами? Перед нами числа,- в какой системе счисления? Андрей, подскажи, что нужно сделать, чтобы получить изображение. Верно, для начала с помощью калькулятора или других ручных методов вычисления переведем числа из десятичной системы счисления в двоичную. Обратите внимание, мы получили цепочки разной длины. Сдвинем их вправо и по самой длинной сориентируемся, какой длины все они должны быть. Допишем на пустые места «0». А теперь самое интересное - закрашиваем точки! В соответствии с единицами закрасим нужные клеточки! Организация познавательной деятельности учащихся. Связь темы и жизни человека. Зрительные образы улучшают усвоение нового материала. Демонстрация детьми жизненного опыта с частичной актуализацией темы прошлого урока. На ярких примерах и иллюстрациях дети убеждаются в необходимости изучаемых форм представления информации. 15-18 мин.

Практическая работа. На каждую парту я раздаю по листочку с кодом, возьмите фломастеры и закрасьте необходимые точки будущей картинки. А через 5 минут мы посмотрим что получилось. Создать установку на выполнение практической работы, правильного и последовательного хода действий. Заинтересовать класс посредством рисунка. Увлеченность приносит также ожидание результата. Принятие детьми установки на предстоящую работу. Выполнение работы. Обсуждение результатов. 15 мин.

Скорее всего, у вас возникает вопрос: «Как же быть с цветными изображениями?». Я вам показала упрощенный вариант кодировки, мы каждую точку кодировали 1 битом. На самом деле, каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 «0» и «1». 8 первых битов кодируют 256 оттенков красного, 8 следующих - 256 оттенков зеленого, остальные 8-256 оттенков синего. После чего эти оттенки, как цветные стекла, накладываются друг на друга - получается нужный нам цвет. Этот метод позволяет различать более 16 миллионов цветов. Запишем это в тетрадях (демонстрация процесса на экране) (Слайд 8-10) Разбор реальной ситуации. Понимание детьми, как происходит образование цвета.

Итоги урока. Лена, расскажи, пожалуйста, с какими новыми понятиями мы познакомились. Хорошо. Вы все сегодня хорошо поработали. Учить учащихся рефлектировать. (Анализировать собственную учебную деятельность.) Подводя итоги урока учащиеся убеждаются в достижении поставленной цели. 3-4 мин.

Запишем задание на дом: «Придумать и закодировать черно-белое изображение размером 16*12 тетрадных клеток». Все свободны. Урок окончен. Дети записывают задание на дом. 1-2 мин.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Самоанализ урока.

Данный урок является 9 в теме «Информация и компьютер», на которую отводится 12 часов.

Тип урока: закрепление - изучение нового материала.

Исходный уровень: Учащиеся знают:

Что такое двоичный и десятичный код;

Способы и методы перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

Знакомы с понятием 1 бит информации;

Способы кодирования текстовой информации.

Цели урока:

Актуализировать материал по двоичному кодированию;

Познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

На основании психолого-педагогических особенностей возрастного развития детей, их темперамента, выносливости к учебным нагрузкам и ведущих каналов восприятия мной была выбрана форма организации индивидуально-парная.

В силу того, что большая часть класса это визуалы и кинестетики, поэтому первый этап урока был организован мною как мультимедийная демонстрация новых методов кодирования. Кроме того, этот метод преподнесения нового материала увлекает и заинтересовывает детей поскольку в этом возрасте дети более охотно включаются в работу если им интересно работать по предложенному методу. Для детей-кинестетиков был наиболее полезен 2 этап - практическое задание. Кроме того, работая в парах, дети более уверенно выполняют задание.

Результаты:

У детей сформировалось более четкое представление о формировании графических объектов в памяти компьютера. При актуализации пройденного дети освежили в памяти необходимые для введения новой темы знания. На этапе сообщения новой темы попыталась заинтересовать детей будущим рассказом.

Включение всех ребят в деловой ритм урока. Задавая вопрос о предполагаемых действиях, попыталась подтолкнуть детей к самостоятельному выводу, который их приведет к нужному способу кодирования.

Все дети участвовали в декодировании предложенной информации, «руками потрогали» компьютерный код и усвоили продемонстрированный метод. Для учеников с низким уровнем интеллектуального развития были подготовлены задания пониженной трудности.

Полагаю, что цели урока достигнуты.

Литература

1. Артемьева В.В., Воронина Л.В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.41-47.

2. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. М.: БИНОМ, 2006.

3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ, 2006.

4. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5 с 95-102

5. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

6. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

7. Стариченко Б.Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С. 91-101.

8. Шибирова Н.В. Модель проектирования урока в развивающем обучении // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Шатиловский лицей
Новодеревеньковского района Орловской области

План – конспект урока в 8А классе

по теме «Стандартный вид числа»

Учитель математики

Боровлёва Е.А.

Шатилово 2015

Цели урока:

    Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа, развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.

    Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными сведениями по Орловской области.

    Воспитание чувства гордости за родной край, чувство патриотизма.

Задачи урока:

    Повторить определение стандартного вида числа, порядка числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.

    Закрепить умения обучающихся представлять любое положительное число в стандартном виде.

    Продолжить работу по обучению работе с тестами, самообучению, самоконтролю, взаимоконтролю.

Оборудование: компьютер, презентация слайдов со сведениями по Орловской области, плакат со стихотворением, таблица, карточки для закрепления материала, тестовые задания.

Эпиграф:

Пойдем в мой край,
В поля, луга Орловщины.
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня начало всех начал.

Дмитрий Блынский.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано стихотворение. Это необычно для урока алгебры? Конечно! Но и урок у нас сегодня будет немного необычным. Мы будем изучать материал по алгебре, используя данные о нашем родном крае – Орловской области, где мы живём и учимся. (Учитель читает стихотворение орловского поэта Дмитрия Блынского, являющееся эпиграфом данного занятия.)

Но прежде, чем переходить к теме занятия, предлагаю вам провести гимнастику для ума – поработать устно: вспомнить изученные правила, посчитать и подготовиться к изучению новой темы.

2. Устная работа.

1) Прочтите числа:

1 000 000; 9 123 789; 0, 000 564; 0,00 343; 0, 0231. Назовите самое большое и самое маленькое из этих чисел.

2). Вычислите: а) 3,2 * 10; б) 0,032 * 100; в) 0,032*1000; г) 32,3: 10;

д) 32,3: 100; е) 32,3: 1000.

3) Представить в виде степени и соотнесите с правильным ответом:

1. a 22 ∙ a -10 2. а -2: а 6 3. (а 6) -2 4. (a 2 b -3) 4

А. а 4 Б. а 12 В.а -12 Г.а 8 в -12

3. Изучение нового материала.

Учитель: В науке, технике, в нашей жизни встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объём Земли, а малым – диаметр молекулы воды. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними действия. В таком случае оказывается полезным представление числа в виде

а * 10 п , где п – целое число, а число а 1≤ а

число п называется порядком числа а.

Например, площадь Орловской области, которая является едва ли не самой малой областью России (67-е место в России) 24 700 км 2 ; 24700 = 2,47 * 10 4 . Размеры молекулы приблизительно 0,0 000 003см, 0,0000003 = 3*10 -7. Представление числа в таком виде называется представлением числа в стандартном виде. Порядок числа даёт информацию о том, насколько велико или мало рассматриваемое число. Так, если порядок числа равен 4, то это означает, что число больше либо равно10000, но меньше 100000. Если же порядок равен -2, то число больше либо равно 0,01, но меньше 0,1. Большой положительный порядок показывает, что число очень велико, а большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало.

Рассмотрим некоторые примеры (учитель записывает подробно на доске, объясняет запись, прибегает к помощи обучающихся). Обучающиеся записывают в тетрадях, внимательно слушают, задают вопросы по ходу решения и отвечают на вопросы педагога.

Алгоритм записи числа в стандартном виде:

1. Перенести запятую так, чтобы в целой части число а было 1≤ а

2. Представить 10 в виде положительной степени, если запятую перенесли влево и в виде отрицательной степени, если запятую перенесли вправо.

3. Представить число в виде а ∙ 10 n

25 000 = 2,5 * 10 4; 1230 = 1,23 * 10 3 ; 0,0086 = 8,6 * 10 -3 ; 24 = 2,4 * 10; 0,5 = 5 * 10 -1 ; 0,00038 = 3,8 * 10 - 4 ; 967 000 000 000 000 = 9,67 * 10 14 ; (1,2 х 10 -3) х (3 х 10 -1) =3,6 х 10 -4

Предлагаю сегодня на уроке использовать данные только по Орловской области. Это наш край и мы должны изучать его во всем его многообразии и знать. Это наша малая Родина, наша вторая мать! 4. Закрепление изученного в ходе выполнения заданий.

Учитель показывает презентацию слайдов с записанными на них данными по Орловской области. Картинки с изображением мест Орловской области, животных и птиц сопровождаются комментариями. Дети записывают числовые данные в стандартном виде у доски по очереди.

Пример 1. Представьте в стандартном виде следующие величины:

    Орловская область располагается на Среднерусской возвышенности, которая стала сушей примерно 70 000 000 лет назад (7 * 10 7)

    Самая высокая точка Орловской области расположена в Новодеревеньковском районе, в селе Паньково – 285, 9 (2,859 *10 2) м над уровнем моря.

    Население Орловской области составляет около 901 000 (9,01 х 10 5) человек.

    Главная река Орловской области – река Ока, общей протяжённостью 1 500 000 м (1,5 х 10 6), в пределах Орловской области – 211 000 м (2,11 х 10 5).

    Уклон реки Оки составляет – 0, 00 036 (3,6 х 10 -4).

    Территории, покрытые лесами составляют около 200 000 (2 х 10 5) га.

    Самой остроглазой из ночных хищников является сова. Она видит неподвижную мышь при освещении всего 2 * 10 -6 люкса. Но даже если станет в 4,6 * 10 4 раз светлее, все другие птицы мышь не заметят.

    Самый маленький хищник - ласка. Длина её тела от 1,3 *10 см до 2,6 *10см

    Длина её хвоста до 9 х 10 -2 м. Но этот крохотный зверёк отважен до невероятности. Она душит даже зайца, который намного крупнее её.

    Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – хомяк. В своих кладовых он запасает до 20000(2 *10 4) г зерна, моркови, картошки.

    Зимой за день хомяк съедает 0,004 кг запасов (4 * 10 -3).

Пример 2. Прочтите числа, записанные в стандартном виде, и назовите порядок числа:

    Протяжённость Орловской области с севера на юг - 1,5 х10 5 м, с запада на восток – 2 х 10 5 м

    Длина границ нашей области 8,4 * 10 5 м.

    На территории Орловской области насчитывается более 2 х 10 3 рек и ручьёв, общей протяжённостью 9,1 х 10 6 м.

    Площадь водного бассейна реки Оки составляет 1,45 х 10 4 км².

    Валовая продукция сельскохозяйственного производства в текущем году в Орловской области составила – 1,7 х 10 9 рублей.

    Единственной птицей, глотающей ежей с колючками, является филин. Его масса 3 х 10 3 г, размах крыльев – 1, 8 м.

    На реке Вытебеть организован бобровый заповедник, где встречается чрезвычайно редкий вид – выхухоль, занесённая в Красную Книгу. Длина её тела – до 2,2 х 10 см, хвоста – 2 х 10 см, масса – 5 х 10 3 г.

Пример 3. Решите тесты.

1. Самый ценный лесной массив на территории Орловской области – Шатиловский. Его площадь 1081 га.

А. 1,081 х 10 2 Б. 1,081 х 10 3 В .1,081 х 10 -3 Г. 10,81 х 10 2

2. Расстояние от г. Орла до столицы г. Москвы – 382 км

А. 3,82 х 10 3 Б. 3,82 х 10 -2 В. 38,2 х 10 Г. 3,82 х 10 2

3. В почвах Орловской области обитают мелкие насекомые – ногохвостки, размером 0,7 мм

А . 7 х 10 -1 Б. 7 х 10 В. 0,7 х 10 Г. 7 х 10 2

4. Самые воинствующие из насекомых – рыжие муравьи. За день обитатели только одного муравейника уничтожают до 100 000 насекомых.

А. 1 х 10 4 Б. 1 х 10 -5 В . 1 х 10 5 Г. 10 х 10 4

5. Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1кг мёда одной пчеле нужно посетить 19 000 000 цветов.

А. 1,9 х 10 6 Б . 1,9 х 10 7 В. 19 х 10 6 Г. 1,9 х 10 -7

Ответы: 1Б; 2Г;3А;4В;5Б.

Пример 4. Соотнесите числа и их запись в стандартном виде:

а) 1. 0, 00 036 А. 3,6 х 10 6

2. 3 600 000 Б. 3,6 х 10 3

3. 0, 0 000 036 В. 3,6 х 10 -4

4. 3600 Г. 3,6 х 10 -6

Ответ: 1 В; 2А;3Г;4Б.

б) 1. 0, 000 119 А. 1, 19 х 10 4

2. 0, 0 119 Б. 1, 19 х 10 -2

3. 1 190 000 В. 1, 19 х 10 6

4. 11 900 Г. 1, 19 х 10 -4

Ответ: 1Г;2Б;3В;4А.

6. Итог урока.

Учитель: Ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Я прошу вас вспомнить:

    О чём мы сегодня вели речь на уроке?

    Какую запись числа называют его стандартным видом?

    Что такое порядок числа?

    Каким бывает порядок числа? Что можно сказать о числе с отрицательным порядком? С положительным?

(Обучающиеся дают ответы с мест, активно участвуя в подведении итогов урока.)

Учитель: Очень хорошо! А изучали мы стандартный вид числа, используя данные по нашей области. Это наш родной край и мы должны интересоваться его особенностями и достижениями! Я благодарю всех вас, ребята за хорошую работу!

7. Домашнее задание.

Учитель: Ребята! Запишите домашнее задание на следующее занятие. Я предлагаю каждому из вас найти интересные числовые данные по нашему региону и записать их в стандартном виде. А на следующем занятии мы послушаем каждого и ещё больше расширим круг наших знаний об Орловской области – нашей малой Родине, где мы родились, живём и учимся! Спасибо за урок, ребята! Урок окончен. До свидания.

Цель: организация условий для эффективного построения нестандартных уроков в стандартных ситуациях реализации классно-урочной системы.

Задачи

    Освоить закономерности и принципы организации урока как основной формы обучения.

    Оценить преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения.

    Выделить основания типологизации и структурирования уроков (на примерах)

    Овладеть умениями планирования и анализа урока.

    Уяснить отличительные особенности, возможности и эффективность нестандартных уроков (по профилю подготовки).

    Научиться применять нестандартные приемы в традиционных уроках.

План

    Урок как основная форма обучения.

    Преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения.

    Типы уроков, их структура (примеры, анализ).

    Требования к современному уроку.

    Планирование и анализ урока.

    Нестандартные уроки: отличительные особенности, возможности, эффективность.

    Использование нестандартных приёмов в традиционных уроках.

Вопрос 1. Урок как основная форма обучения.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладевает основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействии учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П Есиповым. Ее основание составляет ведущий дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

    комбинированные, или смешанные, уроки;

    уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, им с целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

    уроки закрепления и повторения знаний;

    уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

    уроки выработки и закрепления умений и навыков;

    уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Педагогическая наука и практика предлагают достаточно широкий спектр таких форм обучения, которые не только способствуют прочному закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют практические навыки, прививают деловые качества, столь необходимые в реальной жизни. В последнее десятилетие в школе стали необычайно популярны уроки-игры, уроки-викторины, уроки-пресс-конференции, ток-шоу и т.п., в старших классах широко применяются вузовские формы обучения (лекция, семинар, коллоквиум). Однако и возможности стандартного сорокапятиминутного урока далеко не исчерпаны, требуется лишь внести в учебный процесс некоторые коррективы. По мнению А.Н. Леонтьева, чтобы неформально усвоить материал, нужно «не отбыть» учение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащихся». Этого вполне возможно достичь, если, во-первых, актуализировать тематику урока, говорить на нем о событиях и проблемах сегодняшнего дня; во-вторых, обращаться не только к разуму, но и к чувствам детей; и, в-третьих, рассматривать урок как звено в непрерывной деятельности ученика, используя интеграцию школьных предметов одного цикла (например, гуманитарного) и различных форм внеурочных занятий. Приведу пример подобной работы.

Готовясь к изучению рассказа В. Вересаева «Состязание» в шестом классе, мы с детьми начали разговор о том, что такое красота и каковы ее эталоны. Ученикам было предложено принести на урок репродукции картин, фотографии, плакаты с изображением тех, кого они считают эталоном красоты. Многие девочки с энтузиазмом демонстрировали постеры Алсу, Бритни Спирс, Натальи Орейро, Бреда Питта и других звезд шоу-бизнеса и голливудского кинематографа. Тем удивительнее и приятнее было видеть, что пять-шесть человек в классе сочли эталонами красоты собственных мам (или старших сестер и братьев).

На уроке, после того как дети внимательно рассмотрели и обсудили все принесенное, я попросила их написать сочинение-миниатюру: «Почему (имярек) для меня - идеал красоты?» Получились довольно любопытные ответы. Вот несколько фрагментов.

Яна М.: «Эталоном мужской красоты я считаю Владимира Высоцкого. Может, со мной кто-нибудь не согласится, но я часто пересматриваю старые фильмы с его участием, и мне кажется, что именно он образец мужественности, надежности и силы. У него всегда красивое выражение глаз - грустное, усталое, мудрое. Когда он начинает говорить своим хриплым голосом, мне становится страшно жаль, что он умер так рано».

Саша Ш.: «Идеал красоты для меня моя мама. Она высокая, стройная, с голубыми глазами и волосами, как у куклы. У нее музыкальные пальцы, звонкий смех, очень длинные ресницы. В ней идеально все, кроме, может быть, характера, когда она сердится».

Женя С.: «У меня очень красивая сестра. У нее внешность фотомодели, правда, она не такая высокая, как нужно, и манекенщицей и фотомоделью ей не стать. Но у нее очень стройная фигура, яркие губы, карие глаза и золотистые волосы (свои, она их не красит). И еще у нее очень красивая улыбка и зубы ровные, не как у меня».

В конце урока некоторые сочинения ребят (по их желанию) были зачитаны. При этом в классе царила атмосфера неподдельного интереса и доброжелательности ко вcем рассказчикам. Важно также отметить (и дети это сделали), что очень многие в своих кумирах ценят не только физическую, но и духовную привлекательность. К примеру, девочки, поклонницы Алсу, с гордостью сообщали, что эта певица не курит, не употребляет крепких спиртных напитков, много работает, получает хорошее образование и почти не посещает модных «тусовок». Эти сведения, почерпнутые из журналов и газет, были для учениц не менее важны, чем внешние параметры девушки, которую они сочли своим идеалом.

Домашнее задание было довольно необычным. Детям предстояло ответить на вопрос, считают ли они красивыми себя. При этом заранее обговаривалось условие: пишется «чистая правда», но если ученик не хочет, чтобы его сочинение-миниатюра зачитывалось вслух, он ставит на титульном листе «звездочку» (*). Если же он не возражает против нарушения конфиденциальности, то рисует «плюс» (+) красным или синим фломастером. Результаты превзошли мои ожидания. Сочинения были удивительно искренними и трогательными. Дети не побоялись написать о себе такие вещи, в каких даже взрослый человек очень редко признается кому-либо, кроме самых близких (а может, и не признается никому вообще). Вот лишь несколько отрывков из работ, помеченных знаком «+».

Катя К.: «Я обыкновенная девочка. Нос как нос, рот как рот, руки и ноги на месте. Все же в свободное время я не прочь повертеться перед зеркалом. Люблю примерять разные наряды (в том числе и мамины), ведь у меня неплохая фигура. Люблю делать из своих густых волнистых волос всякие замысловатые прически. У меня необычные восточные глаза, которые я пока не умею подкрашивать. Но зато с формой ногтей на руках мне повезло. Здесь я вовсю проявляю творчество, рисую все, что в голову придет. Это называется «художественный маникюр»... Характер у меня вполне миролюбивый. Я не люблю сплетничать и выдавать чужие секреты. А если я что-то задумаю сделать, то стараюсь всегда довести это до конца».

Виталик А.: «Я добрый и хороший человек. У меня карие глаза, немного вздернутый нос и длинные ноги. Волосы у меня темного цвета, прическа типа «ежик». У меня большие уши, чтобы все слышать на уроках, но они почему-то не работают. Вот такой я».

Соня С.: «Мне в себе ничего не нравится. У меня невыразительное лицо. Мне ничего не нравится».

Саша Р.: «Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие... По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться».

Лена Б.: «Я считаю, что у меня красивые волосы, а также глаза. Мне нравится мое лицо. Я считаю, что соответствую идеалу красоты эпохи Возрождения. Но я слишком полная, у меня слишком большой размер ноги, а волосы никогда нормально не причесываются.

Единственное, что мне нравится в моем характере, - это мой ум. А так я очень вспыльчивая, у меня переменчивое настроение, и я легко могу обидеть человека».

Наташа И.: «Каждый человек по-своему красив и привлекателен. Мне трудно судить о моей внешней красоте, ведь физический облик дается нам от рождения и многое в нем можно совершенствовать. Моя красота, может быть, мой спокойный, уравновешенный характер. «Какие у нее красивые глаза! Какие потрясающие джинсы!» - это очень сомнительные комплименты. Я думаю, что нужно добиваться, чтобы люди говорили: «Какой она приятный и милый человек, какая обаятельная и скромная девушка».

На следующем уроке мы обсудили несколько ученических работ, после чего перед детьми выступил искусствовед из Калининградской художественной галереи. Он рассказал, какие эталоны красоты существовали в древнем мире, в эпоху средневековья, в ХVII и XVIII куртуазных и галантных веках, в эпоху романтизма и т.д. Демонстрируя слайды (портретную живопись Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Кипренского, Серова), лектор наглядно показал ученикам, как с течением времени менялось у людей разных стран и социальных групп представление о красоте. Затем ученики получили возможность познакомиться с фотоальбомом «Русская красота в изгнании» - и были потрясены тем, какие красивые и одухотворенные лица у женщин, запечатленных на фотографиях первой трети ХХ века. В процессе обсуждения дети говорили: «Как странно, что в начале ХХ века у всех фотомоделей были разные лица. А сейчас - почти одинаковые». Завязалась дискуссия о том, нужно ли вообще проводить конкурсы красоты и что такое красота: соответствие определенным стандартам (к примеру, 90-60-90) или, напротив, оригинальность и «необщее выражение» лица. Таким образом, дети естественно подошли к обсуждению темы, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Домашним заданием стало чтение рассказа «Состязание» и ответ на вопросы: в чем состоит идеал Красоты для Дважды Венчанного? А для Единорога? Детям было предложено ответить на эти вопросы письменно (составить таблицу), выписав из текста цитаты, подтверждающие тот или иной тезис. И, наконец, на третьем уроке, посвященном изучению данной темы, дети, работая с фрагментами текста, в ходе дискуссии ответили на вопрос: почему же в состязании двух художников победил не прославленный Дважды Венчанный, а его ученик, нарисовавший простую и скромную Зорьку? (Он показал, что каждый человек красив, если взглянуть на него полными любви глазами).

Система уроков и домашних заданий такова:

1. Первый час - урок-беседа об эталонах красоты; классное сочинение-миниатюра на тему: «Почему... (имярек) для меня является идеалом красоты?». Домашнее задание: письменное рассуждение на тему, считает ли ученик красивым себя.

2. Второй час. Урок развития речи: обсуждение детских работ; лекция искусствоведа. Домашнее задание: чтение рассказа, ответ на вопросы.

3. Третий час. Урок-дискуссия по тексту произведения.

Примечание. Чтобы не перегрузить детей письменными домашними работами, учитель может совместить домашнее задание по литературе с домашним заданием по русскому языку. В результате рассказ, который имел все шансы оказаться непонятым шестиклассниками (в силу отвлеченности сюжета и особенностей творческой манеры Вересаева), стал для них одним из самых понравившихся и запомнившихся произведений в курсе литературы 6-го класса (об этом свидетельствуют читательские анкеты, заполненные детьми в конце IV четверти).

Подобную систему уроков можно выстроить при изучении других произведений: повести Гоголя «Портрет» (проблема, с которой столкнулся художник Чартков: как запечатлеть на холсте красоту и что это такое), романа «Евгений Онегин» Пушкина (Татьяна, которая «не отличалась красотой» своей сестры), «Капитанской дочки» Пушкина (была ли красива Маша Миронова).

Чтобы быть успешным, урок должен стать звеном в непрерывной деятельности учащихся, а его тематика призвана будить познавательный интерес. Подобная система уроков и домашних заданий не только позволяет ученикам получить большой объем информации, но и создает атмосферу неподдельного интереса к изучаемому произведению, внимания и уважения к другому человеку. Дети чувствуют себя свободно, повышается их самооценка, они эмоциональны и искренни.

Использование актуального материала и взаимодействие урочных и внеурочных занятий позволяют полнее реализовать развивающий потенциал учебно-воспитательного процесса и его единицы - урока; помогают решать одну из важнейших задач педагогики - задачу целостного формирования индивидуальности.

Татьяна Птицына

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.