Критерии отсутствия технической возможности установки приборов учета. Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) п

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 9

Вместе с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг с 01.09.2012 вступил в силу еще один нормативный акт - Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627). Каковы нюансы практического применения данного документа? В каких случаях необходимо выявлять техническую возможность и составлять акт?

О самом нормативном документе

Приказ N 627 состоит из трех частей. Первая часть (Приложение 1) содержит Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки счетчиков. Данные Критерии разработаны в целях определения возможности использования приборов учета при расчете платы за коммунальные услуги. Это очень важный момент. Получается, что физически счетчики могут быть установлены в любом случае, но учитывать их показания при расчетах за коммунальные услуги можно только при соблюдении рассматриваемых критериев.

Критерии наличия технической возможности установки счетчика

Первый критерий (абсолютный) назван в п. 5 Приложения 1 к Приказу N 627. Техническая возможность установки приборов учета имеется в МКД, в отношении которых Законом об энергосбережении <1> установлено требование об их оснащении на дату ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов. Здесь нужно обратиться к п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении, которым установлено следующее:

  • МКД, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены общедомовыми приборами учета (ОПУ) воды, тепловой и электрической энергии и индивидуальными приборами учета (ИПУ) воды и электроэнергии (со ссылкой на п. 5 той же статьи);
  • МКД, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены ИПУ природного газа (со ссылкой на п. 5.1 той же статьи);
  • МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после строительства или реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ тепловой энергии;
  • МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после капитального ремонта, должны быть оснащены ИПУ тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
<1> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Иначе говоря, во всех домах, введенных в эксплуатацию после строительства <2> после 27.11.2009, есть техническая возможность установки ОПУ воды, тепловой и электрической энергии и ИПУ воды, природного газа и электроэнергии, а после 01.01.2012 - еще и ИПУ тепловой энергии. Вообще-то законодатель фактически обязал застройщиков установить указанные приборы учета, значит, собственникам помещений не должны понадобиться рассматриваемые критерии, ведь они не должны быть озабочены монтажом счетчиков.

<2> Несмотря на то что в п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении говорится о вводе в эксплуатацию после строительства, реконструкции и капитального ремонта, мы считаем, что здесь следует иметь в виду ввод в эксплуатацию лишь вновь возведенных домов. С реконструкцией и ремонтом - совсем другая история.

Все остальные критерии не затрагивают рассмотренную выше категорию домов. Это значит, что остальные критерии применяются к МКД, построенным до 27.11.2009. Самый простой критерий касается возможности установки в помещении МКД ИПУ тепловой энергии: такая возможность отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем (ВИС) отопления. Примечательно, что в п. 3 Приложения 1 к Приказу N 627 говорится о применении данного критерия ко всем домам, кроме указанных в п. 5. Напомним, в п. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении конкретизируется, что дома, введенные в эксплуатацию после реконструкции с 01.01.2012, должны быть оснащены ИПУ тепловой энергии. Отсюда можно сделать такой вывод: даже если по проектным характеристикам МКД, введенный в эксплуатацию до 27.11.2009, имеет вертикальную разводку ВИС отопления, такой дом, будучи подвергнутым реконструкции (с датой окончания после 01.01.2012), должен быть оснащен ИПУ теплоэнергии. Получается, что реконструкция домов, завершающаяся после 01.01.2012, должна предусматривать замену вертикальной разводки ВИС отопления на горизонтальную. Здесь можно напомнить, что реконструкция МКД - это серьезная процедура, которая регламентирована Градостроительным кодексом и требует как минимум разрешения на строительство.

К сведению. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов признается составом административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 9.16 КоАП РФ.

Одновременно введение МКД в эксплуатацию в этот же срок после капитального ремонта не делает установку ИПУ теплоэнергии обязательной, если отсутствует техническая возможность. Действительно, проведение капитального ремонта не сопряжено с изменением проектных характеристик МКД.

Пункт 2 Приложения 1 к Приказу N 627 устанавливает критерии, актуальные для всех домов, построенных до 27.11.2009, и выявляемые в ходе обследования. Эти критерии справедливы в отношении ОПУ и ИПУ всех видов энергетических ресурсов. Для заключения об отсутствии технической возможности установки счетчика в МКД (помещении) достаточно выявления хотя бы одного из указанных обстоятельств:

  • установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД (помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих ВИС (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых ВИС (внутриквартирного оборудования);
  • при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании;
  • в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы ВИС (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Если в ходе обследования технической возможности установки приборов учета будет установлено отсутствие указанных обстоятельств (а по ИПУ теплоэнергии - еще и отсутствие вертикальной разводки ВИС), значит, соответствующая возможность имеется.

Акт обследования

Пункт 6 Приложения 1 к Приказу N 627 гласит, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета указываются в соответствующем акте. Форма акта приведена в Приложении 2, а Порядок ее заполнения - в Приложении 3. Обратим внимание на некоторые нюансы.

Во-первых, обследование проводят специалисты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не чиновники какого-либо органа власти.

Во-вторых, при обследовании могут присутствовать как собственники помещений в МКД или их представители (и это необходимо, если подана заявка на установку ИПУ), так и представители организации (ИП), ответственной за содержание общего имущества в МКД (с учетом того что ОПУ обычно устанавливаются на границе сетей, к предполагаемому месту установки ОПУ нужно получить доступ, который как раз могут дать такие организации), а также иные лица. Немаловажно, что пояснение к графе 3 акта обследования дает понять, что все эти лица могут и отсутствовать при обследовании.

В-третьих, в акте указывается на наличие или отсутствие технической возможности установки конкретного вида счетчика. Во втором случае должен быть назван конкретный критерий отсутствия такой возможности.

В-четвертых, допускается, что у присутствующих при обследовании может быть особое мнение, очевидно, отличающееся от мнения лица, проводящего обследование. Эта точка зрения должна быть также зафиксирована в акте.

В-пятых, экземпляр акта выдается каждому лицу, присутствовавшему на обследовании.

Место и роль акта в системе правового регулирования

В связи с изданием Приказа N 627 в прессе появилось множество публикаций примерно такого содержания: "Собственники помещений не во всех случаях обязаны устанавливать приборы учета коммунальных ресурсов, освобождает их от такой повинности отсутствие соответствующей технической возможности". Выглядят подобные комментарии так, как будто собственник помещения в МКД всеми силами против установки приборов учета, а отсутствие технической возможности дает ему шанс избежать этого.

Между тем, если рассмотреть место Приказа N 627 в системе законодательства об энергосбережении, а также жилищного законодательства, ситуация представляется несколько в другом свете.

Во-первых, учитывая взятый государством курс на повсеместное "оприборивание", нужно помнить, что нормативы потребления, так или иначе определяющие объем платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета, должны быть установлены таким образом, чтобы стимулировать монтаж счетчиков. И это более действенная мера по сравнению с жестким предписанием установить счетчики к определенной дате в отсутствие каких-либо санкций за неисполнение и перспективой принудительной оплаты расходов на их установку третьим лицом. Значит, при прочих равных условиях собственник помещения должен быть заинтересован в установке приборов учета. Но напрямую это касается только ИПУ. Несмотря на то что аналогичное правило действует и для нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, реальное потребление на общедомовые нужды (и тем более объем потерь ресурса в ВИС) находится вне контроля каждого отдельного собственника помещения, а УК не заинтересованы в сокращении реального потребления (в исключении необоснованного, нерационального и бездоговорного потребления).

Во-вторых, представляется, что в установке приборов учета (в основном ОПУ, а при их отсутствии - и ИПУ) заинтересованы в первую очередь РСО. Соотношение нормативов и объемов реального потребления может колебаться, а получить плату за поставленный коммунальный ресурс в полном объеме можно, только если в доме есть ОПУ. С учетом нового порядка расчета объема поставленного в МКД ресурса УК уже не несут бремени оплаты так называемого небаланса (если в доме есть ИПУ, но нет ОПУ). Поэтому законодатель наложил обязанность по принудительной установке приборов учета (ОПУ и ИПУ) на наиболее заинтересованное лицо. Будем помнить об этих двух выводах при дальнейших рассуждениях.

Но вернемся к критериям наличия технической возможности установки счетчиков в системе действующего законодательства.

Обязанность собственников устанавливать приборы учета

Подчеркнем, что в Законе об энергосбережении предусмотрена лишь обязанность собственников помещений в МКД установить счетчики <3> и не содержится указаний на освобождение от этой обязанности в отсутствие технической возможности. Исключение касается ИПУ тепловой энергии, которые должны быть установлены после ввода МКД в эксплуатацию после капитального ремонта (после 01.01.2012) только при наличии технической возможности. Действительно, вспомним п. 2 Приложения 1 к Приказу N 627: обстоятельства, указывающие на отсутствие технической возможности, вполне преодолимы. Так, после реконструкции, капитального ремонта или создания новых ВИС и внутриквартирного оборудования можно установить прибор учета. Капитальный ремонт общего имущества в МКД может позволить соблюсти обязательные требования к условиям эксплуатации прибора в месте его установки (температурный режим, влажность в технических подвалах и т.д.). Иначе говоря, задавшись целью исполнить свою обязанность по монтажу счетчиков, собственники помещений могут не ссылаться на отсутствие технической возможности, а изменить состояние внутриквартирного оборудования, ВИС и в целом общего имущества так, чтобы возможность установки приборов учета появилась. Именно поэтому наличие или отсутствие технической возможности определяется на конкретную дату обследования.

<3> До 01.07.2012 - ОПУ воды, тепловой и электрической энергии, ИПУ воды, электроэнергии, до 01.01.2015 - ИПУ природного газа. Обязанность устанавливать ИПУ тепловой энергии к какому-либо сроку отсутствует и связана только с проведением после 01.01.2012 реконструкции (тогда установка ИПУ тепловой энергии обязательна) и капитального ремонта МКД (тогда ИПУ теплоэнергии устанавливаются при наличии технической возможности).

Но тогда зачем же вообще был принят Приказ N 627?

Договор об установке прибора учета

Обратимся к п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, в котором сказано, что с 01.07.2010 РСО <4> обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора. Хоть цена такого договора и определяется по соглашению сторон, контракт должен предусматривать пятилетнюю рассрочку (если стороной контракта является собственник помещения в МКД либо лицо, ответственное за содержание МКД), что может быть особо выгодно потенциальным заказчикам.

<4> Точнее, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых непосредственно присоединяются к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 (вступил в силу с 18.07.2010) (далее - Порядок). В документе подчеркивается, что договор является публичным. Это значит, что отказ РСО от заключения данного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Вот здесь мы и подошли к технической возможности установки приборов учета. После получения от заказчика заявки РСО должна произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора, а также технические условия в случае установки прибора учета. Далее в п. 11 Порядка поясняется: если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. Соответственно, при отсутствии технической возможности РСО направляет заказчику отказ в заключении договора. При этом важно понимать три вещи:

  • Порядок не содержит ссылок на то, что критерии наличия технической возможности должны определяться уполномоченным органом власти;
  • Порядок вступил в силу с 18.07.2010, а Приказ N 627 - лишь с 01.09.2012;
  • преодолимые препятствия для установки прибора учета должны быть указаны в технических условиях, которые заказчик обязан выполнить, чтобы РСО смогла установить (заменить) прибор учета.

Из всего сказанного следует, что и в этой ситуации Приказ N 627 не является обязательным к применению, РСО не обязана составлять акт обследования (и не могла этого делать до 01.09.2012, когда уже истек срок добровольной установки основной части приборов учета). Если же собственник помещения в МКД или его представитель обращался за установкой ИПУ или ОПУ к иной компании (не к РСО), последняя даже не обязана заключать договор, поскольку он не является публичным, не говоря уже о составлении акта обследования.

Принудительная установка приборов учета

Уже наступил период принудительной установки приборов учета силами РСО (с 01.07.2012 по 01.07.2013 - по всем счетчикам, кроме ИПУ природного газа, по которому срок наступает гораздо позже, и ИПУ тепловой энергии). Основные правила принудительной установки счетчиков описаны в п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Здесь также нет упоминаний о технической возможности: обязанность РСО осуществить действия по оснащению помещений в МКД и самого МКД ИПУ и ОПУ сформулирована как абсолютная. Собственники обязаны обеспечить допуск РСО к местам установки приборов учета и оплатить соответствующие расходы. Однако установить приборы учета недостаточно, их необходимо также ввести в эксплуатацию, то есть документально оформить возможность их использования для расчета платы за коммунальные услуги. А это и есть цель определения критериев наличия технической возможности. Поэтому получается, что РСО должны осуществить все необходимые действия для установки и ввода счетчиков в эксплуатацию (как непосредственно монтаж счетчика, так и приведение места его установки в соответствие с обязательными требованиями законодательства об обеспечении единства измерений и техническом регулировании). Значит, расходы РСО, подлежащие оплате собственниками помещений, могут составить довольно внушительную сумму.

Таким образом, мы видим, что Приказ N 627 никак не влияет на обязанность собственников помещений устанавливать приборы учета, кроме (в ряде случаев) ИПУ тепловой энергии, и обязанность РСО в принудительном порядке оснащать МКД такими счетчиками.

Ввод приборов учета в эксплуатацию

Вместе с тем вспомним, что Приказ N 627 принят во исполнение пп. "г" п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а этим Постановлением также утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила). Кстати, и даты вступления в силу у них одинаковые. Согласно п. 81 новых Правил оснащение помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения. При этом ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги) обязан осуществить исполнитель коммунальных услуг по заявке собственника помещения не позднее месяца, следующего за днем его установки. Именно в этом пункте новых Правил и есть единственная в законодательстве ссылка на Приказ N 627: Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и Порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития РФ. Одновременно согласно пп. "т", "у" п. 31 новых Правил исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку ИПУ, соответствующего требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, и вводить такой прибор учета в эксплуатацию. Поскольку критерии наличия технической возможности установлены в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (п. 1 Приложения 1 к Приказу N 627), отсутствие технической возможности установки прибора учета, выявленное согласно Приказу N 627, фактически делает невозможным его ввод в эксплуатацию (использование его показаний при расчете платы за коммунальные услуги) <5>. Таким образом, акт об отсутствии технической возможности установки прибора учета может быть составлен исполнителем коммунальных услуг, приглашенным для ввода счетчика в эксплуатацию, и должен стать основанием для отказа в принятии установленного прибора учета в эксплуатацию.

<5> Такой вывод больше справедлив по отношению к критериям, приведенным в пп. "б" и "в" п. 2 Приложения 1 к Приказу N 627. Критерий из пп. "а" того же пункта (установка прибора учета невозможна без реконструкции, ремонта, создания новых ВИС и внутриквартирного оборудования) является объективным препятствием для монтажа прибора учета.

* * *

Критерии наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета не всегда означают физическую возможность или невозможность монтажа того или иного счетчика. Они свидетельствуют об обстоятельствах, делающих возможным или невозможным использование показаний приборов учета при расчете платы за коммунальные услуги (главное - соответствие прибора учета, места его установки обязательным техническим требованиям). Это означает, что исполнитель коммунальных услуг не вправе допустить ввод таких счетчиков в эксплуатацию. Впрочем, отсутствие технической возможности не влияет на обязанность собственников помещений установить приборы учета к 01.07.2012 и обязанность РСО принудительно смонтировать такие счетчики до 01.07.2013 (исключением в ряде случаев является ИПУ тепловой энергии). Следовательно, так или иначе счетчики должны быть установлены, даже если для этого придется провести некоторые мероприятия, входящие в комплекс работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Если собственники помещений не сделали этого добровольно, РСО придется осуществить такие действия и взыскать с них соответствующие расходы.

Д.В.Дурново

Главный редактор

№ 2-2478/2015

Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

Черновский районный суд г. Читы

в составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,

при секретаре Елисеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 14» об исполнении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Черновского района г. Читы в интересах Подъезжей Т.П. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее:

Прокуратурой Черновского района г.Читы проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, поводом для которой послужило коллективное обращение жильцов дома, в том числе Подъезжей Т.П. В ходе проведения проверки установлен факт неправомерного установления ресурсоснабжающей организацией ПАО «ТГК № 14» в расположенном в общедомового прибора учета тепловой энергии. Общедомовой прибор учета установлен на основании требований ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627. По смыслу данных документов, установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены. Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме. Прибор учета в указанном доме установлен ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета не составлялся, обследование не проводилось. Согласно акта обследования внутридомовых сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: составленного ООО УК «Прогресс» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственников жилого дома, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии, требуется замена до 80 %, вентиля на стояках отопления диаметром 20 мм требуют замены до 90 %. Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований заместителя прокурора г. Читы об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета используемой тепловой энергии жилых домов, в том числе, в связи с отсутствием технической возможности установки приборов учета, поскольку стояки горячего водоснабжения и отопления в данном доме требуют замены на порядок от 80 до 90 %. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время капитальный ремонт внутридомовой системы отопления не проводился. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ составленного ООО УК «Прогресс» следует, что техническая возможность установки коллективного прибора учета отсутствует. Установка невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Таким образом ПАО «ТГК № 14» несмотря на необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, в нарушение требований Закона об энергосбережении был установлен в жилом доме общедомовой прибор учета тепловой энергии, который в нарушение требований закона введен в эксплуатацию. Незаконно установленный прибор учета не может быть использован при расчетах с жильцами дома, в том числе с Подъезжей Т.П. Фактически действиями ПАО «ТГК № 14» нарушены права жителей многоквартирного дома, являющихся непосредственными потребителями коммунальных услуг и оплачивающих коммунальные услуги, потребленные в том числе на общедомовые нужды, так как установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих капитального ремонта, влечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей, в том числе на общедомовые нужды вследствие происходящих из-за сильного износа сетей, технологических потерь.

Просит суд признать действия ПАО «ТГК № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , незаконным и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Черновского района г. Читы Полоротова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что основанием для обращения в суд послужило коллективное заявление жильцов дома, в том числе пенсионера Подъезжей Т.П., которые были не согласны с установкой прибора учета. Согласно Закону об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ жильцы многоквартирных домов должны были установить общедомовые приборы учета на воду, электричество, и тепло. Однако, не во всех домах необходим и возможен монтаж общедомовых счетчиков. Приказом Минрегионразвития РФ № 627 от 29.11.2011 года определено, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт, создание новых внутридомовых систем. Зафиксировать, что дом не подходит для установки приборов учета, необходимо в специальном акте, составление которых должна осуществлять управляющая компания или ТСЖ. Поскольку в данном случае составлено два акта, Управляющей компанией и ПАО «ТГК № 14», которые противоречат друг другу, необходимо обратиться к мнению независимого специалиста, таким является специалист ГЖИ, который в ходе судебного разбирательства подтвердил необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей, установив их значительную изношенность, наличие протечки. Кроме того, ПАО «ТГК № 14» акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установку ОДПУ перед установкой прибора, как того требует Приказ № 627 не проводился и не составлялся, что подтверждается решением Центрального районного суда г. Читы, которым отказано в удовлетворении искового заявления о понуждении ОАО «ТГК № 14» оснастить прибором учета тепловой энергии данный жилой дом. С момента вынесения решения суда капитальный ремонт инженерных сетей не проводился и состояние сетей за два года не изменилось в лучшую сторону, потому что проводимый управляющей компанией текущий ремонт только позволяет поддерживать систему до капитального ремонта.

Истец Подъезжая Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что счетчик был установлен ДД.ММ.ГГГГ, а жильцы о его установке узнали только в ДД.ММ.ГГГГ года, затем он сломался. С жильцами вопрос установки счетчика не согласовывали.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Жолоб Н.Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что ресурсоснабжающие организации обязаны были в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в тех случаях, если собственники жилых помещений не установили указанные приборы самостоятельно. Во исполнение ФЗ № 261 – ФЗ ПАО «ТГК № 14» произвело установку общедомового узла учета тепловой энергии в доме. Основным доводом прокуратуры о неправомерности установки прибора учета тепловой энергии является факт отсутствия технической возможности такой установки. С данным доводом ответчик не согласен по следующим основаниям. Актом, составленным ПАО «ТГК № 14» ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственника жилого помещения установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии. На момент осмотра зафиксировано удовлетворительное состояние тепловых сетей, отсутствие течи. Необходимости проведения реконструкции тепловых сетей не имеется. Приказом Министерства регионального развития РФ № 627, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, не содержит перечень лиц, которым дано право оценить наличие технической возможности, а также требования к компетенции и квалификации таких лиц. Акт от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, составлен представителями ООО УК «Прогресс». При этом в отсутствие каких – либо экспертиз, без применения каких – либо инструментов, либо средств измерения специалисты управляющей компании смогли не только определить необходимость проведения капитального ремонта сетей, но и необходимость проведения реконструкции сети. При этом в акте специалисты управляющей компании указали на рабочее состояние всех элементов элеваторного узла, на отсутствие течи, порывов, состояние «сухого» подвала. Таким образом достоверность данных, указанных в акте, об износе системы отопления, составленном управляющей компанией, ставятся под сомнение. Кроме того, довод о необходимости капитального ремонта, говорит о неисполнении обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений управляющей компанией. Решение о проведении капитального ремонта должно быть принято собственниками помещений в многоквартирном доме, такого решения в материалы дела представлено не было, также как и не представлено доказательств, что указанный дом является ветхим, аварийным или подлежащим сносу. Согласно п. 202 Приложения № 1 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Забайкальском крае, ремонт внутридомовой инженерной сети теплоснабжения запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии сетей теплоснабжения на момент принятия указанной программы – ДД.ММ.ГГГГ год, в противном случае ремонт был бы запланирован ранее. Данный жилой дом состоит из 100 квартир. При этом, расходы по установке прибора учета в полном объеме оплачены жильцами 9 квартир, в отношении 28 квартир заключены соглашения о рассрочке платежа. ОДПУ введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Прибор установлен, функционирует, обслуживается, никаких сбоев, утечек ресурса не зафиксировано, в том числе пр проведении повторной проверки. Утверждения представителя истца о нарушении прав жителей преждевременны, поскольку прибор установлен в августе и начисления на основании показаний прибора учета начнут производиться с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, говорить об увеличении коммунальных платежей, вследствие утечки ресурса не имеется. У ООО УК «Прогресс» находится на обслуживании 56 домов, и по всем домам составлены акты о невозможности установки ОДПУ. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ПАО «ТГК № 14» Гайчук В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из пояснений, данных в предыдущих судебных заседаниях, следует, что действительно после установки ОДПУ возникли проблемы, ввиду неправильной калибровки и так как прибор находился на гарантийном обслуживании, после того как его отрегулировали, ОДПУ ввели в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ООО УК «Прогресс» Пляскина О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Обслуживание указанного дома управляющая компания начала в ДД.ММ.ГГГГ году, а с ДД.ММ.ГГГГ управляющую компанию проинформировали об обслуживании внутридомовых сетей, при этом на составление акта приема – передачи специалисты ПАО «ТГК № 14» не явились. Управляющая компания проводила обследование всего дома, а не только подвала. Когда начинается отопительный сезон от жильцов данного дома поступает большое количество жалоб о наличии протечек, порывов и др., что говорит о ненадлежащем состоянии внутридомовых сетей. Дом, в котором проживает Подъезжая Т.П., построен в ДД.ММ.ГГГГ году и в нем ни разу не проводился капитальный ремонт.

Свидетель К.Н.Г. в судебном заседании, пояснила, что она проводила проверку по требованию суда в жилом доме, расположенном по адресу: . По результатам обследования данного дома было установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления, сильное поражение ржавчиной, имеются следы ремонта в отдельных местах. Неисправна запорная арматура. На трубопроводе, в месте установки счетчика выявлена негерметичность (капельная течь), однако точное место течи, до или после установленного счетчика, неизвестно. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта, в связи с чем, установка ОДПУ без его проведения невозможна. Кроме того, в данном доме однотрубная система, что говорит о том, что для того чтобы потекла горячая вода, потребителям необходимо пропускать воду около 20 мин., при этом если начисление будет производиться по счетчику, то оплата будет начисляться за все количество воды, в том числе и за то, которым не пользовались.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с п. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Как установлено в судебном заседании ПАО «ТГК № 14» в ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по адресу: установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее – ОДПУ). Как следует из пояснений представителя ответчика прибор повторно введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами в суде, а также подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 627 « Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – Приказ) утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также форма акта обследования.

Согласно пунктов 2, 4 вышеуказанного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ТГК № 14» с участием собственника Т.Т.В.., проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в жилом доме, расположенном по адресу: о чем составлен соответствующий акт (л.д.). По результатам обследования установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Аналогичные выводы также были сделаны специалистами ОАО «ТГК № 14» при составлении акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Вместе с тем, согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами ООО УК «Прогресс», техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных сетей (л.д.).

Как установлено из технического паспорта, жилой дом, расположенный по адресу: построен в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.).

Доводы представителя истца о необходимости проведения капитального ремонта в доме по адресу: подтверждаются актом проверки ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при обследовании подвального помещения жилого дома по адресу: установлено массовое повреждение трубопроводов ГВС, отопления (стояков, розливов, магистралей), сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами, неисправность запорной арматуры, коррозию элементов системы, негерметичность (капельная течь) на трубопроводе в месте установки прибора учета. Состояние инженерных сетей данного дома достигло уровня проведения капитального ремонта (л.д.). Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля К.Н.Г. Из представленного ООО УК «Прогресс» журнала заявок, установлено, что жильцы данного дома в течение ДД.ММ.ГГГГ года неоднократно обращались в управляющую компанию с заявками в отношении наличия течей на стояках ГВС и отопления (л.д.).

При проведении ДД.ММ.ГГГГ повторного комиссионного осмотра внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения данного дома, вывод об удовлетворительном состоянии внутридомовых сетей теплоснабжения и водоснабжения сделан главным специалистом Комитета ЖКХ и зам. начальника инспекции ПАО «ТГК № 14», тогда как другие члены комиссии: зам. начальника инспекторского отдела ГЖИ и гл. инженер ООО УК «Прогресс», указали о необходимости проведения капитального ремонта и замены оборудования (л.д.).

Также, неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО УК «Прогресс» в присутствии собственников жилых помещений, в связи с передачей с ДД.ММ.ГГГГ внутридомовых сетей на обслуживание управляющей компании, согласно которого элеваторный узел и водонагреватели требуют капитального ремонта, запорная арматура требует замены, на тепловом узле отсутствуют приборы для измерения давления и температуры, трубопровод стояков отопления находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены до 80 %, вентиля на стояках отопления требуют замены до 90 %, трубопроводы стояков горячего водоснабжения требуют замены до 90 %, при этом в отношении трубопроводов розлива отопления и горячего водоснабжения установлено удовлетворительное состояние (л.д.).

Указанный дом ООО УК «Прогресс» был указан в числе домов, которым необходимо проведение капитального ремонта (л.д.).

Кроме того, решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении исковых требований зам. прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ТГК № 14» об обязании ОАО «ТГК № 14» произвести оснащение приборами учета тепловой энергии, в том числе по адресу: При этом, как следует из решения, на момент рассмотрения дела, в отзыве представитель ответчика ОАО «ТГК № 14», ссылалась на то, что оснащение жилых домов приборами учета невозможно, в связи с отсутствием технической возможности (л.д.). Доказательств того, что с ДД.ММ.ГГГГ года и на момент рассмотрения дела в доме проводился капитальный ремонт, в том числе внутридомовых инженерных сетей представителями ответчиков суду не представлено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент установки в ДД.ММ.ГГГГ года ОДПУ ответчиком ПАО «ТГК № 14» был нарушен установленный действующим законодательством порядок, а именно прибор учета был установлен без проведения обследования технической возможности его установки. Обследование ответчиком было проведено ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого было установлено наличие технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, тогда как при рассмотрении дела в Центральном районном суде г. Читы в ДД.ММ.ГГГГ года представитель ПАО «ТГК № 14» ссылался на отсутствие технической возможности установки ОДПУ и доказательств обратного суду не представил. Внутридомовые инженерные сети многоквартирного дома по адресу: находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта, что подтверждается материалами дела и показаниями свидетеля. Установленные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о невозможности установки общедомового прибора учета, поскольку в данном случае для надлежащего функционирования прибора учета не обеспечено удовлетворительное техническое состояние внутридомовых сетей.

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: незаконными и обязать провести демонтаж данного прибора учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Черновский районный суд г. Читы.

Судья И.В. Куклина

Решение в мотивированной форме изготовлено 29.10.2015 года.

Суд:

Черновский районный суд г. Читы (Забайкальский край)

По данным статистики, к середине прошлого года приборами учета было обеспечено порядка 70 % российских квартир. При этом, согласно законодательству*, уже с начала этого года граждан, не исполнивших требования по установке счетчиков, с первыми платежками ждут неприятные сюрпризы - введены повышающие коэффициенты к нормативам. Однако мало кто знает, что уберечься от санкций можно: если получится доказать, что поставить приборы не получится по техническим причинам.

Газовая революция?

Прежде всего, мы напоминаем, что повышающие нормативы не затронут тех, кто не поставил счетчики на газ. Кроме того, уже сейчас есть планы Правительства внести изменения в закон об энергосбережении, предусматривающие отмену необходимости устанавливать квартирные газовые счетчики. При этом отдельные источники, в частности, Российское агентство правовой и судебной информации со ссылкой на РИА Новости сообщает, что еще в конце прошлого года Президент России Владимир Путин подписал закон, отменивший требования по установке. РАПСИ отмечает, что с 1 января приборы учета необходимы только для тех квартир, максимальный объем потребления природного газа в которых составляет более 2 кубометров в час. Таким образом, пользоваться счетчиками не обязательно тем, кому газ нужен исключительно для приготовления пищи.

Дорогое тепло

Между тем, собственники жилых помещений обязаны установить в своих квартирах счетчики воды, отопления и электричества, а также общедомовые счетчики**. Отказ следовать требованиям законодательных актов повлечет за собой дополнительные траты, связанные с повышением нормативов. Если конструктивные особенности дома, построенного в постсоветский период с вертикальными системами отопления, не позволяют установить квартирные счетчики, это не освобождает жильцов от санкций, потому что в таком случае должны стоять общедомовые приборы учета. Если их нет, законодательство предусматривает применение повышающих коэффициентов на отопление:
. с 1 января по 30 июня 2015 года до 1,1;
. с 1 июля по 31 декабря 2015 года до 1,2;
. с 1 января по 30 июня 2016 года до 1,4;
. с 1 июля по 31 декабря 2016 года до 1,5;
. с 2017 года до 1,6.

Тушите свет

Аналогичным образом изменятся коэффициенты на горячее и холодное водоснабжение и электроснабжение. С учетом того, что оплата коммунальных услуг складывается из двух составляющих: платы за услуги, израсходованные в квартирах, а также при пользовании общедомовым имуществом, повышающие коэффициенты при отсутствии счетчиков будут применяться к нормативам расхода и в квартирах, и на общедомовые нужды.

Не так страшен счет…

Однако следует учесть, что закон*** предусматривает освобождение потребителей от применения повышающих коэффициентов к нормативам. Основанием для этого является отсутствие технической возможности установить счетчик, и это распространяется как на квартирные, так и на общие приборы. Таким образом, счетчик установить невозможно, если:
. установка прибора учета по проектным характеристикам дома или квартиры невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем или без создания новых инженерных систем;
. при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к нему или месту установки, предъявляемых законодательством;
. в месте, где необходимо установить прибор учета (на любой энергоноситель), невозможно соблюсти требования законодательства об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании к условиям эксплуатации счетчика. К неудовлетворительным условиям относятся отклонение температурного режима, влажности, наличие электромагнитных помех, затопление помещений, невозможность обеспечения доступа для снятия показаний, обслуживания прибора, его замены.
Результаты обследования фиксируются актом ( ), копии которого вручаются каждому лицу, присутствующему при проведении анализа. При наличии такого документа повышающие коэффициенты не будут применяться.

* Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
** Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении…»
*** Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627

Без акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ перерасчет за временное отсутствие производиться не будет

С января 2017 года перерасчет за временное отсутствие будет производиться только для потребителей в жилых помещениях, в которых установка индивидуальных приборов учета воды невозможна по техническим причинам. Такое изменение в существующий порядок перерасчета внесено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Перерасчетом за временное отсутствие в жилом помещении могут воспользоваться потребители, отсутствующие дома более пяти календарных дней подряд и чьи квартиры не оснащены индивидуальными приборами учета воды. Перерасчет производится по горячей, холодной воде и водоотведению, а также газу. Если ранее потребителям, чтобы получить перерасчет за временное отсутствие, достаточно было подтвердить сам факт отсутствия в жилом помещении с помощью документов («именные» проездные документы, командировочное удостоверение, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т.д.), то теперь необходимо представить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета воды в жилом помещении.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета воды и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено актом, перерасчет за временное отсутствие возможен только по услуге «газоснабжение».

Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения. Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования выявлено наличие хотя бы одного критерия:

Установка ИПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

При установке ИПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

В месте, в котором необходимо установить ИПУ, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания, замены.

Проектные характеристики МКД имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Непосредственно процедура получения перерасчета за временное отсутствие не изменилась. Потребителю по возвращении необходимо обратиться в Центр госуслуг района, написать заявление, представить акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ и документы, подтверждающее временное отсутствие.

Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» потребители обязаны были установить в жилых помещениях индивидуальные приборы учета до 1 июля 2013 г.

Post Views: 883

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: