На формирование рынка образовательных услуг влияет ют. Рынок образовательных услуг. Интересы субъектов в регулировании рынка образовательных услуг

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Однако, по мнению специалистов, становление рынка образовательных услуг – процесс сложный и носит в нашей стране во многом стихийный характер. Так, в стране отсутствует единая информационная база рынка образовательных услуг, не сформированы органы управления рынком, его инфраструктура, отсутствует систематическое изучение состояния данного рынка и тенденций его развития.

В экономической теории рассматривались отдельные положения, определяющие содержание рынка образования, его особенности, сегментацию, маркетинговые исследования и ряд других вопросов, однако целостная картина, характеризующая рынок образовательных услуг, отсутствует. Все это определяет необходимость систематизировать информацию о рынке образовательных услуг и разработать его понятийный аппарат.

Исходя из классификации товарных рынков, рынок образовательных услуг является составной частью рынка товаров духовного производства, который в свою очередь является разновидностью товарного рынка. Исходя из определения товарного рынка, который представляет собой систему экономических связей, во-первых, с производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей, можно сформулировать определение рынка образовательных услуг. Так как рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, следовательно, его определение должно соответствовать определению товарного рынка с учетом специфики, связанной с характером услуг.

Следовательно, рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

Есть и другое, более лаконичное определение рынка образовательных услуг, под которым понимаются "...все потенциальные потребители, стремящиеся удовлетворить свои потребности в образовании, способные вступить в отношения обмена с продавцом"

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции :

  • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
  • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
  • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
  • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Оценивая состояние российского рынка образовательных услуг, можно отметить, что общее количество образовательных учреждений за период 1998–2009 гг. возросло в 1,5 раза, причем рост числа негосударственных высших учебных заведений происходил более быстрыми темпами (практически в 2 раза), чем государственных (всего в 1,1 раза). За этот же период численность обучающихся в образовательных учреждениях возросла в 2,2 раза, в том числе в государственных в 1,8 раза, а в негосударственных – в 5,2 раза, что свидетельствует не только об увеличении числа негосударственных образовательных заведений, но и об их укрупнении. Число студентов, обучающихся на платной основе (рыночный сектор образовательных услуг) за указанный период возросло в 1,2 раза, в том числе за счет обучающихся в государственных вузах – всего в 1,06 раза. Если в 1998 г. доля студентов, обучающихся на платной основе, составляла 21,7% от их общего числа, то в 2009 г.– 57,4%, т. е. уже более половины обучающихся в российских вузах являются участниками рынка .

Необходимо отметить, что количественный рост и уровень обеспечения качества образовательной деятельности не всегда отвечают современным требованиям динамично развивающегося рынка труда.

Можно выделить следующие положительные и негативные факторы развития вузов в рамках рынка образовательных услуг.

К положительным факторам можно отнести:

  • организационно-экономическую самостоятельность вузов;
  • оказание государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг;
  • предоставление обучающимся свободы поведения в получении и потреблении образовательных услуг;
  • развитие негосударственных образовательных учреждений;
  • применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий;
  • внедрение инновационных образовательных технологий;
  • внедрение многоуровневой системы подготовки и др.

К негативным факторам можно отнести:

  • опасность утраты собственно российского лица системы высшего профессионального образования в условиях объективно действующей тенденции к его интернационализации;
  • опасность того, что рынок предъявит образованию сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не даст развернуться фундаментализации образования, гуманизировать его;
  • отсутствие практического опыта применения методологии и инструментария маркетинга;
  • отсутствие четкой специализации подготовки кадров;
  • нерегулируемый спрос на образовательные услуги;
  • игнорирование законов об образовании исполнительными и законодательными органами;
  • сокращение бюджетного финансирования вузов и других образовательных учреждений;
  • снижение социального статуса и экономического положения преподавателей и сотрудников вузов;
  • ликвидация системы распределения выпускников учреждениями высшего профессионального образования;
  • непрозрачность рынка образовательных услуг;
  • разрыв между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, которые требуются работодателям;
  • значительный временной промежуток между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением;
  • сложности с организацией и прохождением студентами производственной практики, её кратковременность и др.

Рассмотрим более подробно приведенные выше положительные факторы.

Совершенствование законодательной базы обусловило внесение существенных корректив в управление системой образования и в правила экономического развития образовательных учреждений. В результате вузы получили значительную самостоятельность как в части ведения учебно-педагогического процесса, так и в части экономической деятельности. Им предоставлено право на основе действующих стандартов самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы, рабочие программы изучаемых курсов и дисциплин. Они получили возможность оперативно реагировать на изменения тех требований, которые предъявляет рынок к специалистам.

Закон "Об образовании" послужил основанием для введения государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг. Практически все российские государственные вузы помимо бюджетного финансирования осуществляют набор абитуриентов на компенсационной основе.

При отсутствии бюджетного финансирования денежные средства, поступающие за счет коммерческого набора, оказывают значительную помощь в развитии материально-технической базы вузов, своевременной выплате заработной платы преподавателям и сотрудникам, оплате коммунальных услуг и пр.

Развитие негосударственных образовательных учреждений расширило возможности выбора специальности потребителям (абитуриентам и их родителям), приблизило учебные заведения к местам проживания учащихся (особенно в отдаленных регионах страны), что обусловило более низкие расходы на их обучение по сравнению с государственными вузами, расположенными в центральных регионах страны.

В последние годы число негосударственных вузов приближается к количеству государственных. Так, на конец 2010 г. в России функционировало 653 государственных и муниципальных учреждения высшего профессионального образования и 462 негосударственных вуза .

Одним из основных факторов развития рыночных отношений в сфере образования является внедрение в вузах современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, на базе которых стали развиваться инновационные образовательные технологии.

Новые информационные технологии в значительной мере содействуют развитию рыночных отношений в сфере образования в первую очередь потому, что их применение ведет к интенсивному расширению рынка образовательных услуг. Предоставляя возможность получить образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы, новые технологии намного расширяют доступ к образованию. Наиболее распространенной формой образовательных технологий является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение предполагает универсальную форму обучения, направленную в основном на самостоятельную подготовку студентов по индивидуальным учебным планам, базирующуюся на использовании спутниковой связи, компьютерных телекоммуникаций, мультимедийных обучающих систем и др., при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Развитие дистанционного обучения позволит:

  • значительно расширить круг потребителей образовательных услуг, в том числе в регионах, удаленных от научных и культурных центров страны;
  • привлечь для создания учебных курсов высококвалифицированных преподавателей и тем самым повысить качество подготовки студентов;
  • обеспечить создание дополнительных рабочих мест, так как возникает потребность в программистах, методистах и прочих сотрудниках, обслуживающих дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения очевидны, и их перечень можно было бы продолжить, однако нельзя не учитывать проблемы, тормозящие его развитие. Так, некоторые вузы поторопились внедрить систему дистанционного обучения, не имея для этого достаточно подготовленных преподавателей и методистов, соответствующей оснащенности образовательных программ учебной и методической литературой, учебными электронными изданиями, аудио-видео учебными материалами.

Для того чтобы создать действительно эффективную систему дистанционного обучения, необходимо разработать новую инфраструктуру учебного процесса, скорректировать учебную нагрузку преподавателей и студентов, разработать систему материального стимулирования для преподавателей и сотрудников.

Еще одним положительным фактором, который закреплен в Законе "О высшем и послевузовском образовании", является создание многоуровневой и гибкой системы непрерывного образования. Она обеспечивает возможность любому претенденту получить образования соответствующей ступени вплоть до самой высокой ученой степени.

Таким образом, внедрение рыночных отношений в образование расширяет свободу выбора потребителем как образовательных учреждений (государственных или негосударственных), так и форм получения образования (очная, заочная, экстернат, дистанционная и пр.).

Рассмотрим также некоторые отрицательные факторы.

Мода на некоторые профессии и специальности привела к неоправданному спросу на них. Так случилось с рядом экономических специальностей, таких как финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент, коммерция, экономика, юриспруденция и др. А так как состояние и развитие рынка образования зависит от состояния рынка рабочей силы, то нерегулируемый спрос на образовательные услуги привел к избытку выпускников экономических и юридических специальностей.

Отрицательным фактором является и то, что подготовка этих специальностей осуществляется даже в тех вузах, где они не были профильными, что отражается на качестве подготовки специалистов. Кроме того, продолжается избыточный выпуск по невостребованным специальностям. Сами вузы не заинтересованы в свертывании подготовки по таким специальностям, поскольку от этого зависят объемы бюджетного и внебюджетного финансирования, а также число рабочих мест для преподавателей, что обусловливает существование нерегулируемого рынка образовательных услуг.

Важной проблемой, тормозящей развитие вузов на рынке образовательных услуг, является резкое уменьшение бюджетного финансирования. В целом потребность в финансовых средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реальных объемов ассигнований на нужды образования.

Сокращение бюджетного финансирования сказалось на состоянии материально-технической базы вузов, вызвало ухудшение экономического положения и снижение социального статуса педагогического персонала вузов.

Несмотря на некоторые усилия правительства по повышению заработной платы в высшей школе, среднемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава занимает одно из последних мест в рейтинге профессий. Низкая заработная плата и неэффективная система оценки и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава привели к падению престижа профессии. По этой же причине продолжается тенденция старения преподавательского корпуса.

К отрицательным факторам можно отнести и ликвидацию системы распределения выпускников: образовательные учреждения утратили ответственность перед потребителями кадров за количественные и качественные показатели подготовки специалистов.

Еще один из отрицательных факторов – непрозрачность рынка образовательных услуг. На эту проблему еще более 10 лет назад указывал А. П. Панкрухин. Он отмечал, что субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности, отсутствует четкость в понятийном аппарате, ценообразовании образовательных услуг и продуктов. Следует отметить, что и в настоящее время ситуация практически не изменилась.

Не решена проблема разрыва между теоретическими знаниями, которые студенты получают в вузах, и практическими навыками, отвечающими требованиям работодателей. Этот вопрос тесно связан с проблемой прохождения студентами производственной практики, которая до сих пор остается нерешенной.

Не все предприятия согласны принять студентов на практику, многие из них относятся к прохождению студентами практики формально. Практически вся статистическая информация является коммерческой тайной, и студенты не имеют возможности ее получить для проведения аналитической работы. Получается замкнутый круг: предприятия хотят получить высококвалифицированных специалистов, не прилагая усилий и зачастую даже обвиняя сферу образования в недобросовестной подготовке.

Еще одним негативным фактором является увеличение временного лага между возникновением спроса на определенных специалистов и его удовлетворением. Это связано с тем, что скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся адаптационные возможности системы образования, так как период получения высшего образования сегодня составляет от трех до пяти лет, по программам "Магистр бизнес-администрирования" (МБА) – полтора-два года.

  • Шевченко Ю. А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг. 2002. № 10 (68). С. 25–32.
  • Бажуткин Д. Г. Формирование и развитие рынка образовательных услуг высших учебных заведений: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Самара, 2010.
  • Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010. gks.ru

Прогноз будущего спроса всегда приблизителен, но более эффективен, а спрос потребителей - родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Нами был проведен эксперимент, в котором было опрошено более 500 родителей, и на основании данных опроса и статистики отмечены факторы, влияющие на деятельность дошкольных учреждений. В результате построены различные модели системы дошкольного образования в новых экономических условиях. При разработке моделей учитывался характер политики в отношении дошкольного образования.

Первая модель строилась исходя из того, что государственная политика по отношению к сфере дошкольного образования будет ориентирована на защиту системы дошкольного образования от негативных влияний в переходный период.

Вторая модель предполагает, что госбюджет будет впредь находиться в критическом состоянии и государство вынуждено будет передать дошкольные учреждения в частную собственность. Разработанный проект «Реформирование государственного муниципального ДОУ в негосударственное дошкольное образовательное учреждение» соответствует данной модели.

Третья модель строилась на предположении, что государство возьмет на себя не только функции защиты дошкольного образования от негативного влияния рынка, но и будет создавать условия для того, чтобы дошкольные учреждения могли быть конкурентоспособными на рынках труда и могли использовать возможности этих рынков для своего развития.



Механизм функционирования системы дошкольного образования в условиях

Рыночной экономики

Дошкольные учреждения, функционируя в рамках рыночной экономики, будут ориентироваться, прежде всего, на фактический спрос, что в принципе способно подчинить их деятельность интересам потребительских услуг. Непосредственными объектами управленческих воздействий станут при этом процессы формирования и использования доходов. Управление, в первую очередь, должно обеспечивать финансовую поддержку их деятельности и нацеливаться на решение проблем, которые по той или иной причине не вполне удовлетворительно решаются рынком.

Регулирующая роль государства по отношению к дошкольным учреждениям будет в перспективе не в том, чтобы непременно помогать каждому из них сбалансировать доходы с расходами, одновременно достаточно использовать оставшиеся в бюджете средства, а в создании условий, при которых логика рыночного поведения учреждений станет побуждать их наиболее полно удовлетворять запросы потребителей.

Важнейшим условием развития системы образования в России является обоснованное и стабильное финансирование дошкольных образовательных учреждений. Действующее российское законодательство предусматривает финансирование дошкольных учреждений из разных источников. Преобладание того или иного источника финансирования дает специфическую форму существования дошкольного учреждения: государственные, частные, ведомственные.

Можно выделить ведущие источники финансирования:

Бюджетные и внебюджетные средства;

Собственные средства родителей;

Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и юридических лиц;

Кредиты банков.

Проблемы финансового обеспечения всегда были необычайно острыми для дошкольного образования. Пресловутый остаточный принцип с особым размахом применяется именно здесь. Средства бюджета выделялись только на «простое воспроизводство», «функционирование образовательного процесса, или в лучшем случае покрывались частично традиционные образовательные услуги». Современная система дошкольного образования не может работать в таком режиме.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дошкольные учреждения могут самостоятельно осуществлять финансово- хозяйственную деятельность, вместе с тем, Закон Российской Федерации «Об образовании» относит к компетенции органов местного самоуправления организацию, регулирование и контроль деятельности дошкольных учреждений в целях осуществления государственной политики в области дошкольного образования.

Поскольку большинство существующих на сегодня дошкольных образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, важную роль в обеспечении играет бюджетное финансирование, даже тогда, когда дошкольное учреждение имеет весомые собственные средства (от оказания дополнительных услуг).

За последние годы в дошкольном образовании произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили дошкольным учреждениям реально проводить реформу своей деятельности.

Реально изменилась стратегия управления образованием и механизм его финансирования, заставляющие образовательные учреждения искать дополнительные финансовые ресурсы. Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от мнения родителей и о качестве образования, которое оно обеспечит. Рыночные отношения проникли в сферу образования, привели к тому, что в условиях экономической и хозяйственной свободы, свободы творчества, многие дошкольные образовательные учреждения стали бороться за «потребителя» - детей и их родителей, вводя различные дополнительные услуги.

В наше трудное, нестабильное время, влекущее за собой финансовые затруднения в материальном плане, нам, руководителям, хочется хоть как-то изменить жизнь коллектива, повысить материальную заинтересованность, поэтому мы должны искать что-то новое в развитии материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Сама жизнь подсказывала нам эти пути.

На примере детского сада «Аленушка» - Центра развития ребенка поселка Мохсоголлох, мы покажем переход дошкольного учреждения на новые формы хозяйствования.

Десять лет дошкольное учреждение находилось в ведомственном подчинении, с 1 января 1994 года был передан в муниципальную собственность. Время показало, что если детский сад будет подчиняться поселковой администрации, он не сможет получить самостоятельность. По заявлению коллектива в администрацию вышли на самостоятельное финансирование. Открыли спецсчет в кассовом центре, в штатное расписание ввели две единицы бухгалтера, один из которых на правах старшего. Самостоятельно составили смету доходов и расходов, руководствуясь утвержденными нормативами бюджетного финансирования и отчислений средств в фонды экономического стимулирования.

При разработке сметы решали следующие задачи:

Определяли объемы финансовых ресурсов на предстоящий финансовый год;

Определяли источники привлечения необходимых средств;

Выявляли возможности мобилизации внутренних резервов учреждения.

Укомплектованность дошкольного учреждения является средством улучшения экономической деятельности системы дошкольного образования, а значит, обеспечения её жизнедеятельности. Как же привлечь в детский сад детей и родителей, если рядом функционирует точно такое же дошкольное учреждение?

Перед нами встал вопрос: как завоевать лидирующую позицию на развивающемся рынке образовательных услуг и не просто сохранить имеющийся контингент воспитанников, а еще привлечь новых детей?

Стремясь к стабильности положения, разработали свой план «внедрения» образовательных услуг родителям, сознавая, что необходимо не только приложить много сил для сохранения и обеспечения жизнедеятельности нашего дошкольного учреждения, но и успешно работать над созданием имиджа дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве поселка и улуса. В целях обновления содержания образования избрали одно из приоритетных направлений своей деятельности: художественно-эстетическое, направление.

Следующим шагом была разработка нормативно-правовой базы учреждения, так как стали юридическим лицом:

Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения (в новой редакции);

Учредительный договор;

Договора с родителями воспитанников;

Договора с предприятиями по предоставлению теплоэнергии, электроэнергии на поставку продуктов;

Договор о сотрудничестве с шефствующими организациями.

Благодаря административной самостоятельности имели возможность более гибко, целесообразно решать вопросы кадрового обеспечения дошкольного образовательного учреждения в рамках штатного расписания. Самостоятельность в распределении финансовых средств позволила ввести в штат должность кондитера. Именно с этого момента начали оказывать платные услуги населению по выпечке тортов на заказ и стали зарабатывать деньги, которые перечисляли на спецсчет.

Не сокращая численности детей в дошкольном образовательном учреждении, переоборудовали одну группу под детское кафе «Лакомка», куда с удовольствием стремились дети, чтобы посмотреть мультфильмы и полакомиться вкусными трубочками, корзиночками из кондитерского цеха.

Кафе работало на платной основе, родители сдавали определенную сумму.

Это были первые пробные шаги к переходу на самостоятельную финансовую

деятельность. Понимая, что новые формы хозяйственной деятельности - это

веление времени, на Совете трудового коллектива решили, что для того, чтобы

начать заниматься предпринимательской деятельностью нужно решить:

На первом этапе:

Взвесить свои настоящие и предполагаемые возможности;

Определить потребителей в тех или иных услугах;

Проанализировать состояние помещений, оборудования, сырья, учебно-методических пособий, необходимых для оказания услуг, произвести расчеты;

Произвести модернизацию помещений и предметно-развивающей среды;

Решить вопрос по обеспечению необходимыми кадрами;

Заключить договора с потребителями;

Доработать имеющийся Устав дошкольного образовательного учреждения с учетом перечисления всех видов предпринимательской деятельности, в установленном порядке перерегистрировать в государственных органах.

На втором этапе:

Пройти лицензирование на право заниматься той или иной деятельностью;

Открыть собственный банковский счет (или субсчет в общем счете);

Определить стоимость товаров и услуг, сложив реальные затраты на сырье, материалы, аренду помещения, амортизацию оборудования, заработную плату всем участникам процесса в перерасчете на единицу товара и к полученному результату (себестоимости) добавить до 40% прибыли, получив таким образом цену товара;

Через средства массовой информации (устной и письменной) дать рекламу об услугах и товарах дошкольного образовательного учреждения;

Продумать систему сбора заказов, заявок, заявлений;

Разработать режим работы студий, секций, кружков оказания дополнительных платных услуг (магазин, парикмахерская, кафе);

Составить необходимую калькуляцию на услуги, товар;

Организовать работу с кадрами, занятыми определенной деятельностью (провести тестирование, психологические тренинги);

Разработать схему оформления бланковой документации, обеспечить строгую отчетность перед органами надзора.

На третьем этапе:

Разработать программу стратегического планирования на 5 лет;

Составить «Бизнес-план» на 5 лет с расчетом экономических, финансовых

показателей

Определили следующее:

Модернизировали предпринимательскую и коммерческую деятельность за счет введения новых платных услуг в дошкольном образовательном учреждении;

Качественно исполнили реализуемые услуги;

Рассчитали приемлемые цены для потребителей на дополнительные услуги;

Произвели сотрудникам доплату в размере 10-15% за расширение зоны обслуживания;

Использовали средства от предпринимательской деятельности на развитие дошкольного образовательного учреждения (игрушки, оборудование, методические пособия), обучение сотрудников в вузах, премирование.

В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность. Практика же показывает, что возникают определенные противоречия, когда законодательные акты определяют самостоятельность дошкольных учреждений в новых экономических условиях, а учредители ограничивают функции своих учреждений, в том числе и руководителей.

Возникшее противоречие сняли при утверждении учредительных документов дошкольного образовательного учреждения, которые детально разграничивали функции сторон в вопросах их административного и экономического воздействия. Наш учредитель делегировал часть своих прав дошкольному учреждению. В результате сформировалась «зона совместной деятельности», одной из которых и является экономическое планирование. В результате представилась возможность маневрировать материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее высокой эффективности их использования. Даже при минимуме средств могли их распределять с расчетом конкретных ситуаций, в этом и состоит оптимизация управления, если рассматривать финансово-экономический аспект управления.

Расширив рамки для дополнительного получения финансовых средств, не нашло длительного применения изготовление сахарной ваты, хотя купили агрегат и освоили технологию; услуги по стирке белья профилакторию (согласно договору). Взвесив все аргументы, остановились на следующих видах деятельности:

Выращивание рассады (помидоры, огурцы, перец и т.д.);

Выращивание и реализация цветов;

Услуги детского кафе «Лакомка»;

Реализация швейных изделий;

Услуги мини-типографии (ламинирование, ксерокопирование);

Услуги парикмахерской;

Услуги кондитерского цеха (торты, тесто, выпечка);

Оздоровительные услуги (кислородный коктейль, массаж, фитотерапия);

Услуги стоматолога;

Реализация зелени с зимней теплицы;

Услуги фотосъемок.

Поступают денежные средства на спецсчет, которые в дальнейшем расходуются согласно сметы расходов внебюджетной деятельности. За счет собственных средств приобрели:

Видеокамеру «Хитачи»;

Музыкальный центр;

Тренажеры в спортивный зал;

Детскую мебель;

Оборудование детского театра и циркулярного душа;

Ткани для ателье мод;

Фотоаппарат;

Мебель для медицинского и методического кабинетов.

Все элементы бизнеса осваивали с «нуля», ни у кого не заимствовали никаких

идей. В будущем будем расширять рамки предоставления дополнительных услуг.

Какие результаты дал нам бизнес?

1. У дошкольного образовательного учреждения появилась способность к самостоятельному финансовому оздоровлению учреждения в период перехода на рыночные отношения.

2. Практическая значимость опыта, с которым мы делимся с коллегами и рекомендуем его в практическую деятельность образовательного учреждения в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации, повышает статус дошкольного образовательного учреждения и имидж.

3. Новый механизм хозяйствования: бизнес-план, стратегическое планирование сметы, модернизация помещений повлек за собой рациональную организацию труда, что позитивно сказалось на качестве работы коллектива.

4. За счет собственных средств модернизировалась предметно-развивающая среда и материальная база дошкольного образовательного учреждения.

5. Улучшилось качество питания и ассортимент продуктов.

6. Повысилась заинтересованность коллектива в материальном стимулировании.

7. Высокий уровень финансово-экономической деятельности позволил ЦРР «Алёнушка» перейти в автономное ДОУ.


2. РАСПОРЯЖЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Распорядитель кредитов

Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за со­бой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем кредитов от име­ни своего учреждения.

Распорядитель кредита - это юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства из государственного бюджета для использования по целевому назначению согласно утвержденным сметам расходов. От имени юридического лица выступает дол­жностное лицо (как правило, руководитель или его заместитель), имеющее право рас­поряжаться средствами в соответствии с их назначением. Распорядитель кредитов (пер­вая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись) имеют право подписывать докумен­ты на использование средств. Без этих подписей документы считаются недействитель­ными и к исполнению не принимаются.

Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расши­рил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серь­езную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада.

Источники финансирования

Основные источники финансирования дошкольных учреждений - местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодатель­ству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей - 10%. Кроме этого, для различных категорий се­мей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно сни­жена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (го­родским, районным) бюджетом.

Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхо­да на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и воз­можности привлечения дополнительных средств. К ним относятся:

Плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она вве­дена);

Плата родителей за дополнительные образовательные услуги;

Доходы учреждения от предпринимательской деятельности;

Благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

Денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Привлечение дополнительных источников финансирования - особое направление

работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетент­ности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с дру­гими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным.

Смета расходов

Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изу­чения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.

Производственные показатели отражают количество групп, число детей, число дней пребывания одного ребенка в детском учреждении.

По бюджетной экономической классификации, введенной в действие с 1 января 1995 года, все расходы в смете группируются по расходным статьям:

Код Наименование
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
ОПЛАТА ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Основной оклад гражданских служащих
Надбавки к заработной плате гражданских служащих
Дополнительная оплата гражданских служащих
Оплата труда внештатных сотрудников
Прочие выплаты гражданским служащим
НАЧИСЛЕНИЯ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
Взносы на государственное социальное страхование с заработной платы рабочих служащих
Взносы в пенсионный фонд. Фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости с заработной платы рабочих и служащих.
ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей
Медикаменты и перевязочные средства
Мягкий инвентарь и обмундирование
Продукты питания
Прочие расходные материалы и предметы снабжения
КОМАНДИРОВКИ И СЛУЖЕБНЫЕ РАЗЪЕЗДЫ
Компенсационные выплаты работникам
Прочие расходы по командировкам и служебным разъездам
ОПЛАТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
ОПЛАТА УСЛУГ ПО СВЯЗИ
ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
ОПЛАТА ПРОЧИХ УСЛУГ И ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ НА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Оплата услуг научно-исследовательских организаций
Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря
Оплата текущего ремонта зданий и помещений
Прочие текущие расходы
ТРАНСФЕРТЫ НАСЕЛЕНИЮ
Выплаты пенсий и пособий
Прочие трансферты населению
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯИ ПРЕДМЕТОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения

Смета расходов состоит из трех разделов.

В первом разделе указывают наименование и адрес учреждения, раздел бюджетной классификации, по которому осуществляется финансирование и дается свод расходов с поквартальной разбивкой.

Во втором разделе рассчитывают производственные показатели и приводят общие сведения об учреждении (количество зданий, их площадь, объем).

В третьем разделе приводят расчеты к смете.

Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, оп­ределяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения.

Бюджетные ассигнования (выделение денежных средств) устанавливаются главными распорядителями кредитов на основании сметы расходов либо в соответствии с норма­тивом бюджетного финансирования на одного ребенка в тех территориях, где такой норматив утвержден.

Образовательная услуга - это:

1) учебно-педагогическая деятельность;

2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;

3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;

4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.

Особенности образовательных услуг:

Подобно всем услугам они невещественны и не могуг накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала:

Образовательная услуга имеет значительную протяженноегь во времени;

Потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений, навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу);

Образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем, без посредников, хотя и допускают, при использовании компьютерных технологий, применение дистанционных методов обучения;

В потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное) потребителя;
качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля - даже в условиях рыночной экономики.

В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию;

По длительности оказания: краткосрочные - от одного дня до месяца; среднесрочные - от месяца до года; долгосрочные с различными уровнями - незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура;

По констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): е получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения;

По способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат.

Выделяют ассортимент образовательных услуг и их номенклатуру. Ассортимент можно определить как набор направлений и специальностей, определенных в государственном образовательном стандарте. Номенклатура - это совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.

На развитие образовательных услуг влияет комплекс демографических, экономических и социально-культурных факторов. Монопромышленным городам России, большинство которых создано в советский период, присущ цикличный характер демографической структуры. Так как потребителем услуг высшего образования в основном является молодежь, а финансируется высшая школа преимущественно домохозяйствами, объем спроса на образовательные услуги вузами зависит от возрастной структуры населения. Деятельность высшей школы города зависит от возможности населения оплачивать образовательные услуги. Платежеспособность населения определяется в значительной степени экономическим благополучием градообразующего предприятия. В монопромышленном городе большинство хозяйственных отношений связано с крупным промышленным предприятием, поэтому в городе преобладают специалисты производственно-технического, хозяйственного и обслуживающего профиля. Недостаточно развитая сеть культурных и научных учреждений приводит к бедности социальной жизни и невысокому интеллектуальному ресурсу, что ограничивает создание новых образовательных услуг-специальностей, направлений подготовки, образовательных программ.

Источники образовательного права: понятие, международно-правовой и внутригосударственный уровни в системе источников образовательного права. Основные законы в сфере образовательного права. Конституция РФ как основа правового регулирования в сфере образования.

Образовательное право - это отрасль права, система правовых норм, регулирующих отношения по поводу организации и осуществления образовательного процесса между:

* субъектами образовательной деятельности разных государств по поводу признания различных институтов образования (прав человека на образование, правового статуса учреждений и основ их сотрудничества, признание учебных курсов и документов обобразовании и т.д.);

* органами государственной власти и субъектами образовательной деятельности (по поводу создания, управления, лицензирования, аттестации, аккредитации, материального и финансового обеспечения деятельности и т.д.);

* образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, обществом).

В системе источников образовательного права выделяют два уровня – международно-правовой и внутригосударственный (национальный).

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию), осуществляются меры по включению международно-правовых норм в национальные законы и правила (трансформация) или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы.

С другой стороны, субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

Внутригосударственное законодательство РФ. Образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления.

Взятое в целом образовательное законодательство РФ регулирует следующие основные виды отношений, складывающиеся в сфере образования: 1) отношения между обучающим и обучающимися (учителем и учеником, преподавателем и студентом); 2) отношения между образовательными учреждениями и обучающимися; 3) отношения между родителями и их детьми по обучению и воспитанию; 4) отношения, складывающиеся между образовательными учреждениями и родителями учащихся, прежде всего и главным образом, учащихся образовательных учреждений дошкольного и школьного возраста; 5) отношения, складывающиеся между органами управления образованием и образова­тельными учреждениями; 6) отношения между органами местного самоуправления и органами управления образованием, образовательными учреждениями, семьями, имеющими детей; 7) отношения, складывающиеся в процессе осуществления индивидуальной педагогической деятельности.

Конституция Российской Федерации – один из главных, вместе в Национальной доктриной образования в Российской Федерации, политико-правовых оснований всей системы российского образовательного законодательства. Но если Национальная доктрина, речь о которой в следующем параграфе, устанавливает и определяет стратегические векторы образовательной политики на определенный исторический период (с 2000 года до 2025 года), то Конституция, несмотря на ее явно выраженный политический характер, призвана все же устанавливать, прежде всего и главным образом именно юридические начала, основы устройства и деятельности государства, его взаимоотношения с обществом и личностью. Тем самым Конституция, устанавливаемые ею принципы, нормы и положения выступают подлинно правовой основой для любой отрасли законодательства, в том числе и для образовательного.

В главе 1 пособия уже была дана общая характеристика ст.43 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено и частично раскрыто право на образование. Именно это конституционное положение представляет собой важнейшую основу для всего образовательного законодательства. В данном случае обратим внимание на некоторые другие конституционные положения, лежащие в основании образовательного законодательства страны.

Конституционные положения принципа федерализма Российской Федерации составляют основу, исходную нормативную базу для реализации этого принципа и в сфере образования, прежде всего, в нормотворческой деятельности уполномоченных федеральных и региональных государственных и муниципальных органов по вопросам образования.

Сложный, комплексный характер предмета правового регулирования образовательного законодательства в российском федеративном государстве обусловил необходимость решить задачу определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования на конституционном уровне. Так, согласно пункта «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что, например, содержание и структура государственных образовательных стандартов различных специальностей, имеющие федеральный и национально-региональный компоненты, согласуются федеральными органами управления образованием и соответствующими органами управления образованием субъектов РФ. Такой же «совместный» характер имеет, скажем, и проблема финансирования образования из различных бюджетов и т.д.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»; от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года – Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.).

Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. В литературе выделяются следующие основные группы региональных законов и подзаконных актов:

Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании (Закон Свердловской области «Об образовании»);

Законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления;

Законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности (Закон Иркутской области "О временных минимальных социальных нормах и финансовых нормативах");

Законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации (Закон Белгородской области "О социальных гарантиях медицинским работникам образовательных учреждений бюджетной сферы области");

Законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной (законы "О научной деятельности и научно - технической политике в Амурской области", "О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Нижегородской области", "О науке и научно - технической политике в Пермской области" и т.п.).

8. Международное законодательство об образовании: понятие, нормативные акты, определяющие образовательные отношения, их содержание.

Международное право - совокупность различных международных договоров (соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы).

Международное право складывается из международного публичного права, которое регулирует отношения между государствами, и международного частного права.

Международное право делится на отрасли, например: космическое, воздушное, морское, образовательное и т.д.

Международное образовательное право состоит из институтов: 1) признания учебных курсов и дипломов; 2) международного воспитания; 3) физического воспитания; 4) разрешения разногласий между государствами в сфере образования; 5) правового положения обучающихся; 6) правового положения педагогов; 7) профессионального образования; 8) общего образования; 9) стандартизации в образовании; 10) борьбы с дискриминацией в области образования; 11) статуса образовательных учреждений.

Международное образовательное право можно разделить на две части: общую и особенную.

Общая часть устанавливает задачи законодательства, его принципы, функции, отношения и т.д.

Особенная часть регулирует отношения в сфере образования. Среди нормативных актов, определяющих образовательные отношения, особое значение имеют:

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Дискриминация в образовании

Дискриминация в образовании охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования. В ст. 1 Конвенции приводится четыре вида дискриминации:

Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

Ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц с низшим уровнем образования;

Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;

Положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Стандартизация в области образования

Стандартизация образования - деятельность по разработке и применению нормативных документов, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач этой области.

Статистика образования - отрасль практической деятельности, включающая сбор, обработку, анализ массовых данных в системе образования и публикацию полученных результатов.

Международная стандартизация образования позволяет совершенствовать мировую систему образования, помогая национальным системам ориентироваться в направлениях развития.

Права, обязанности, ответственность обучающихся

в средних специальных учебных заведениях

К обучающимся в средних специальных учебных заведениях относятся студенты и слушатели. Правоотношения обучающегося с образовательным учреждением возникают на основании приказа директора о зачислении студента для освоения программ профессионального образования. Правоотношения прекращаются фактом выдачи обучающемуся документа об образовании.

Права, обязанности и ответственность обучающегося определяются Законом РФ "Об образовании", типовым положением об образовательном учреждении, уставом ссуза (среднего специального учебного заведения), правилами внутреннего распорядка, договором обучающегося с ссузом на обучение и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях имеют право:

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретение знаний, адекватных современному уровню развития науки, техники и культуры;

На обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

На ускоренный курс обучения;

На получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

На участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления средним специальным учебным заведением;

На свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами т.д.

Студенты обязаны:

Выполнять требования устава образовательного учреждения;

Выполнять требования образовательной программы;

Соблюдать правила внутреннего распорядка и т.д.

Студенты несут ответственность за невыполнение:

Учебных планов;

Обязанностей, предусмотренных уставом;

Обязанностей, установленных правилами внутреннего распорядка.

Меры дисциплинарного взыскания, применяемые к студенту, устанавливаются в уставе и правилах внутреннего распорядка. Прежде всего это выговор, строгий выговор, исключение.

Права, обязанности, ответственность работников ссуза

Работники ссуза имеют право:

На материально-техническое и учебно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности;

На участие в управлении ссузом в порядке, установленном уставом;

На участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ссуза, в том числе и через общественные организации и органы управления ссузом;

На защиту своей профессиональной чести и достоинства;

На пользование в установленном уставом ссуза порядке информационными фондами образовательного учреждения, услугами научных, учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений ссуза;

На выполнение работником других работ и обязанностей, оплачиваемых по дополнительному соглашению и т.д.

Работники ссуза обязаны:

Соблюдать устав и правила внутреннего распорядка;

Строго следовать нормам профессиональной этики;

Качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, контрактах, квалификационных характеристиках и других нормативных актах;

Обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся и способствующий успешной реализации образовательных программ;

Воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению морально-психологического климата в коллективе образовательного учреждения;

Не применять антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим или духовным насилием над личностью обучающихся и т.д.

Работники ссузов несут дисциплинарную ответственность за невыполнение своих обязанностей по Кодексу законов о труде, уставу, правилам внутреннего распорядка.

9. Внутригосударственное законодательство об образовании: понятие, нормативные акты, определяющие образовательные отношения, их содержание. Институты педагогического законодательства.

Ядро российского законодательства – педагогич. законод., кот. создает условия обеспечив. прав чел. на образование.

Институт пед. законодат.: 1 институт заключения, изменения, прекращение договора, образоват. учреждения и обучающегося; 2институт времени обучения и времени отдыха; 3институт дисциплина труда; 4 содержание обучения; 5 институт условий обучения; 6 институт гостов.

Иерархическая структура образоват. законодат. включ.: - констит.РФ; - законы федеральные и субъектов федерации; - подзакон. норматив. акты; - локальные акты образоват. учреждений.

В РФ право на образование закрепляет Констит. статья 43.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкол. основного общего и среднего профессион. образов. в государ. или в муниципал. образов. учреждение и на предприятии.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высш. образ. в государ. или муниципал. образов. учрежд. на предприятии.

Основ. общее образов. обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечив. Получение детьми основного общего образования.

РФ устанав. федерал. государ. образов. стандарты поддержив. различ. формы образования и самообразования.

Принятие в 1992 г. Закона РФ «об образовании» заложило основу самост. отрасли российского законодательства.