Перспективы развития пенсионного обеспечения педагогических работников. Досрочная пенсия. Педагогические работники. Выход на отдых

В настоящее время основной закон, регулирующий обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, – Закон № 273‑ФЗ . Его ст. 47 установлены права и свободы педагогических работников и гарантии реализации этих прав и свобод. В соответствии с пп. 5 п. 5 указанной статьи они имеют право на получение досрочно педагогической пенсии по старости согласно законодательству РФ. В статье подробно рассмотрим порядок назначения досрочно педагогической пенсии.

С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400‑ФЗ), который заменил ранее действующий Закон № 173‑ФЗ . Статьей 8 Закона № 400‑ФЗ установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условием для назначения такой пенсии является наличие не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 400‑ФЗ).

Однако в ст. 30 Закона № 400‑ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников. Итак, согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Отметим, что при назначении досрочно педагогической пенсии работники должны не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ.

Там же сказано, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время согласно пп. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Список);

  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.11.1999 по 31.12.2001 (включительно) – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;
  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.01.1992 по 31.10.1999 (включительно) – Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463;
  • для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992, – Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Кроме этого, ст. 30 Законом № 400‑ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона:

  • засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3);
  • могут исчисляться с применением правил исчисления, преду­смотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

А также определено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 – 21 ч. 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

Педагоги пенсия.

если наименование должности изменилось?

Поскольку наименования некоторых должностей за последнее время изменились, для того, чтобы сотрудники, которые работали или работают в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должности:

а) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 № 440 установлено, что наименования должностей «воспитатель школьной группы», «воспитатель школьного отделения», «воспитатель дошкольной группы», «воспитатель дошкольного отделения», «воспитатель логопедической группы», «воспитатель речевой группы», «воспитатель специальной (коррекционной) группы», «воспитатель коррекционной группы»,

«воспитатель группы коррекции», «воспитатель пришкольного интерната», «воспитатель группы продленного дня», «воспитатель интерната (при школе)», «воспитатель ясельной группы», «воспитатель садовой группы», «воспитатель санаторной группы», «воспитатель интернатной группы», «воспитатель подготовительной группы» тождественны наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком;

б) Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 – что на­именование должности «музыкальный работник» тождественно наименованию должности «музыкальный руководитель», преду­смотренному Списком.

Итак, педагогические работники, чьи должности изменились, но тождественны должностям из Списка, имеют право на получение досрочно педагогической пенсии. Это подтверждается и судебной практикой. К примеру, в Апелляционном определении Астраханского областного суда от 15.05.2013 № 33‑1416/2013 указано: должность «воспитатель» признана тождественной должности «воспитатель группы продленного дня», следовательно, истица имеет право на досрочную пенсию. Аналогичная ситуация была рассмотрена в апелляционных определениях Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015, Кемеровского областного суда от 24.03.2015 № 33‑2892.

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование учреждения со временем изменилось?

Чтобы в этом разобраться, необходимо воспользоваться тождественными наименованиями, которые утверждены следующими нормативными документами:

а) Постановлением Минтруда РФ от 25.07.2003 № 57. Установлено, что наименование «детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств», предусмотренное Списком, тождественно наименованию «экспериментальная детская школа искусств»;

б) приказами Минздравсоцразвития:

  • от 15.04.2005 № 278 – наименование «лицей», предусмотренное Списком, тождественно наименованию «школа-лицей», «гимназия» = «школа-гимназия»;
  • от 11.09.2007 № 585 – наименование «детский дом-интернет для умственно отсталых детей» = «детский психоневрологический дом-интернат»;
  • от 15.09.2009 № 747н – «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии» = «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»; «специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии» = «специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»;
  • от 20.07.2010 № 527н – «начальная школа (школа) – детский сад» = «комплекс «детский сад – начальная школа (школа)».

Из приведенных нормативных документов следует, что педагогические работники при изменении наименования учреждения имеют право на получение досрочно педагогической пенсии, если эти наименования тождественны наименованиям, предусмотренным Списком. Это подтверждается судебной практикой: см. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.06.2014 № 33‑4736/2014.

Досрочно педагогическая пенсия:

порядок исчисления стажа для назначения.

В настоящее время для определения стажа для назначения такой пенсии педагогическим работникам применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781) (п. 3 Постановления № 665).

Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, в том числе:

  • периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000, на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо
    от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за исключением случаев, определенных Правилами № 781;
  • периоды работы, выполнявшиеся с 01.09.2000, засчитываются при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами № 781.

Расскажем о нюансах включения в стаж некоторых периодов :

1) периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка), в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 раздела «На­именование учреждений» Списка), а также работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа;

2) период работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений (п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка), учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки;

3) период работы в учреждениях здравоохранения (п. 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка) засчитывается в стаж работы только по должностям воспитателя и старшего воспитателя;

4) период работы в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и п. 1.4 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, за период до 01.09.2000 засчитывается независимо от ведения преподавательской работы. Данная работа, но в период начиная с 01.09.2000 засчитывается при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п. 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

5) период работы в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, которая выполнялась при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, пре­дусмотренной трудовым законодательством, учреждений, указанных в п. 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

6) период работы в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается за период до 01.11.1999;

7) периоды работы в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитываются в стаж за период до 01.01.1992;

8) периоды работы в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитываются в стаж за период до 01.11.1999;

9) периоды работы в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитываются в стаж в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка), в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка), в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка), и в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 раздела «На­именование учреждений» Списка);

10) периоды работы в должностях, указанных в п. 2 раздела «На­именование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, начиная с 01.01.2001 засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

  • на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
  • у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 на должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка;

11) периоды работы в должностях Списка в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), гимназия, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, техникум, колледж, училище, лицей;

12) период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет;

13) работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами № 781.


Другие периоды, зачисляемые в стаж для назначения досрочной пенсии.
В пункте 2 Правил № 781 сказано, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными правилами, необходимо применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Данным постановлением установлено, что в стаж для назначения досрочной пенсии также включаются периоды:

  • получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска (п. 5);
  • перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9);
  • испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это время включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник (п. 10);
  • начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (п. 11);
  • перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов. Эта работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Также в стаж засчитываются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 12);
  • оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 14).

Несмотря на Постановление № 516, на практике возникают споры с сотрудниками ПФР о включении указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Например, в Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 21.04.2015 № 33‑1645/2015 суд отметил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку являлись периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015 арбитры включили в специальный стаж период службы по призыву.

Периоды, которые не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии , перечислены в п. 9 Постановления № 516. Это периоды, когда сотрудник был отстранен от работы по причинам из числа следующих:

  • появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, названного в абз. 2 п. 12 Постановления № 516);
  • по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  • произошел простой (как по вине работодателя, так и по вине работника);
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В заключение еще раз отметим, что право на досрочную пенсию имеют педагогические работники, у которых величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 30 и которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом при назначении досрочной пенсии данная категория работников должна не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в определенных учреждениях).


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Е. А. Соболева
эксперт журнала
«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Введение

3. Оформление досрочной пенсии и необходимые документы

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования.

Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит, прежде всего, от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации, обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций.


1. Система льготного пенсионного обеспечения РФ

Действующая в Российской Федерации система льготного пенсионного обеспечения сложилась еще в 50-е годы в условиях социалистической системы и за все время практически не претерпела изменений, хотя попытки к этому были в 70-е и в 90-е годы (в период утверждения новых Списков №1 и 2).

Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в снижении возраста (на 5 или 10 лет, а для некоторой категории работников пенсия назначается без возраста в зависимости от специального стажа) выхода на пенсию по старости работникам, которые определенное время трудились на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и тем самым подвергали себя риску профессиональной утраты трудоспособности. Среди предоставляемых льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, спецпитание и др.) льготное пенсионное обеспечение является наиболее существенной, поскольку льготная пенсия в отличие от других льгот и компенсаций предоставляется как в период работы, так и после ее оставления и выплачивается пожизненно. Все это предопределяет особый интерес к льготному пенсионному обеспечению трудящихся и предпринимателя и государство, которое обеспечивает жизнедеятельность всей системы льготного пенсионного обеспечения путем совершенствования пенсионного законодательства.

Льготное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым назначается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12) и пенсия за выслугу лет (статьи 78, 78.1, 78.2).

Круг лиц, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению, в основном определен Списками соответствующих работ (профессий и должностей), утвержденных Кабинетом Министров СССР и Правительством Российской Федерации. Наибольшее количество получателей льготных пенсий (примерно около 80%) содержится в Списках №1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, которые в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года №517 на территории Российской Федерации применяются в полном объеме с дополнениями и изменениями.

В практике применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению возникает немало трудностей, обусловленных имеющимися несоответствиями в списках, разнообразием наименований профессий и должностей, а также большим количеством содержащихся в них производств. Сложности вызывает и то обстоятельство, что на недостаточном уровне находится работа по организации льготного пенсионного обеспечения на некоторых предприятиях (организациях). Это очень важный момент, поскольку работа по определению права на пенсионные льготы трудящихся начинается на предприятиях (организациях). Если правильно будет представлен к назначению досрочной пенсии работник, то не будет нарушено законодательство при назначении и выплате ему пенсии.

2. Досрочная пенсия работникам образовательных учреждений

Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.

При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ

Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.

Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.

Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы – за периоды до 01.01.1992.

Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка – детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.
По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.

Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Их социальные гарантии и льготы 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и(или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено...

В работе были рассмотрены аспекты правового регулирования различных категорий государственных и муниципальных служащих. Как видно из изложенного, система правового регулирования порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих носит комплексный характер. Так данные отношения регулируются не только нормами права, входящими в нормативные акты, относящиеся к отрасли права...

Для более полного понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе. Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного...

Аннотация: Предлагается ввести дополнительный документ, подтверждающий педагогический стаж работников системы НПО и СПО.

В данной статье анализируется практика обращений педагогических работников в ПФ РФ, . Приводится юридическое обоснование необходимости внесение изменений в пенсионное законодательство. Предлагаю рассмотреть судебное Решение № 2-5112/11 Воронежского Центрального суда, отказавшим в удовлетворении искового заявления гражданину Шурыгину С.П. к ГУ ПФР о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, назначении и выплате досрочной трудовой по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В Федеральном законе «О страховых х»1 определен круг лиц, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой (статья 30, п 19), одним из таких категорий являются педагогические работники. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №6652, закрепляет список работ, профессий и должностей, учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая по старости. И закреплены правила исчисления работ, дающих право на получение досрочного пенсионного обеспечения. Данный акт, содержит список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой по выслуге лет, лицaм, осуществляющим педагогическую деятельность.

Из данного перечня, следует, что педагогические работники, осуществляющие свою профессиональную деятельность в «Учреждениях НПО (п1.9) и Учреждениях СПО (п1.10) имеют право на досрочное назначение страховой по старости. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 3 , определяет порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой . Указанные правила применяются при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой по старости в соответствии с ФЗ «О страховых х (в соответствии со статьями 30 и 31) Таким образом, указанные правила устанавливают порядок расчета периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой по старости, педагогическим работникам. Трудовой стаж с 1 ноября 1999года в должностях, закрепленных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 засчитывается в стаж, при условии, что обучаются в данных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Но на практике возникает проблема реализации данного права пенсионного обеспечения педагогических работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в учреждениях «начального профессионального образования» и «образовательных учреждений среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения).

Часто случается так, что педагогические работники осуществляют свою педагогическую деятельность с обучающимися в возрасте 16-17, например, по программам общеобразовательной подготовки (1 курс, 2 курс - соответствует 10, 11 классу средней общеобразовательной школы), но образовательная организация отчитывается в целом по учебному заведению, и тем самым нарушаются права данной части работников педагогического коллектива, предусмотренные ФЗ « О Страховых Пенсиях РФ». Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования предполагается для педагогов, тех учебных заведений, где контингент обучающихся в возрасте 18 лет ниже 50%. Обратимся к некоторым из многочисленных обращений педагогов, пытающихся реализовать свое право на пенсионное обеспечение по выслуге лет. Помогите разрешить ситуацию, проработала в колледже 26 лет, преподавателем русского языка и литературы на 1 курсе, возраст обучающихся составляет 16-17 лет. С 2003 года учебное заведение отчитывается перед пенсионном фондом: «контингент обучающихся в возрасте 18 лет ниже 50%» 9 лет не вошло в педагогический страж.

Пенсионный фонд отказал мне в праве получения по выслуге лет, ссылаясь на Постановление Правительства, согласно которому педагогический стаж работникам системы НПО и СПО не засчитывается, если контингент учащихся в возрасте до 18 лет составляет ниже 50%. Иванова Марина Ивановна. Подскажите, как разрешить проблему, проработала в техникуме (с 2011 года в колледже) 28 лет, преподавателем истории, обществознания на 1 курсе, возраст обучающихся - 15-17 лет. С 2004 года учебное заведение отчитывалось перед пенсионным фондом: «контингент обучающихся в возрасте до 18 лет ниже 50%». 12 лет не вошло в педагогический стаж. Пенсионный фонд отказал мне в праве получения по выслуге лет, ссылаясь на Постановление Правительства, согласно которому педагогический стаж работникам системы НПО и СПО не засчитывается, если контингент учащихся в возрасте до 18 лет составляет ниже 50% в целом по учебному заведению.

Николаева Елена Викторовна Проблема состоит в том, что все педагоги системы НПО и СПО оказались в равных условиях, независимо от преподаваемых дисциплин - общеобразовательные, которые изучаются на 1, 2 курсах и общие профессиональные и специальные дисциплины - изучаются на 2-4 курсах и соответственно возраст обучающихся на 1-2 курсах -16-17 лет, на старших курсах 18-19 лет. Предлагаю ввести дополнительный документ, подтверждающий педагогический стаж работников системы НПО и СПО.

Герасимов Алексей Александрович, Шевченко Артем Георгиевич

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Анжелика Химбикиянова (Краснодар, Россия)

Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население. Следует отметить, что еще в 1920-х годах были введены пенсии за выслугу лет работникам просвещения. На сегодняшний день педагоги пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Досрочной пенсией признается пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Таким правом пользуются педагоги, которые отработали в детских учреждениях не менее 25 лет и только в государственных и муниципальных детских учреждениях. К сожалению, реализовать право на получение «педагогической» пенсии отнюдь не просто. Виной тому большое число нормативных актов, применявшихся в разное время, сложные правила исчисления педагогического стажа, и ошибки работодателей, допускаемые в личных документах работников, а зачастую и неправильные действия работников Пенсионного фонда. Таким образом, необходимо определить, какие потребуются составляющие, чтобы педагог мог воспользоваться своим правом на досрочную пенсию.

Рассматривая дела, об оспаривании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ) следует выделить перечень обстоятельств, которые устанавливаются в судебном заседании: что включить в специальный стаж работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; суды решают вопрос о виде (типе) учреждения; тождественности выполняемой истцом трудовой функции; условий и характера деятельности исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Также имеются иные обстоятельства, устанавливаемые в судебном заседании: характер и специфика, условия работы, выполняемые истцом функциональные обязанности, нагрузка, цели и задачи, а также направления деятельности учреждений, в которых он работал и томуподобное.

Названные обстоятельства были приняты во внимание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ), который своим постановлением от 03.06.2004 № 11 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) положения п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством. Однако, по смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в ФЗ «О трудовых пенсиях» были внесены изменения в части досрочного пенсионного обеспечения педагогов. В настоящее время в п. 19 ст. 27 (в редакции от 02.07.2013 года) ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 17

Исключено упоминание о форме собственности учреждений для детей при досрочном назначении трудовых пенсий по старости педагогическим работникам. Но, помимо формы собственности учреждения, в котором работает сотрудник, играют еще и другие немаловажные факторы, служащие основанием для ухода педагогов на пенсию по старости.

В школах и других учреждениях для детей возникают так же трудности с определением соответствия выполняемых должностных обязанностей названию той должности, при которой досрочный выход на пенсию по старости возможен. Так в педагогический стаж засчитывается работа в том случае, если наименование учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием учреждения в упомянутом списке. Однако, названия учреждений часто менялись произвольно, поэтому это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии. Причины возникших проблем кроются как в значительных изменениях законодательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администрации педагогических учреждений.

При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются как минимум три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. .

Статья № 05/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 39. Ст. 3625

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Российская газета. 29 декабря 2005. " №3963

Кассационное определение № 33-478. Горно-Алтайск. 26.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Постановление Госстандарта РФ ОТ 26.12.94 № 367 о принятии российского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научный руководитель:

кандидат юридичних наук, старший преподаватель

Васильева Евгения Григорьевна.

Педагогическая деятельность -- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.

Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С. 612.